30.05.2018

10 фильмов 29-го «Кинотавра», о которых нам есть что сказать

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

2 июня в Сочи открывается безальтернативно главный смотр российского кино — 29-й открытый кинофестиваль «Кинотавр». Кино ТВ выбрал десятку интригующих фильмов, о которых к тому же кое-что уже известно.

«Война Анны», реж. Алексей Федорченко

То, что лучший фильм Алексея Федорченко («Овсянки», «Первые на Луне», «Ангелы революции») из всех европейских кинофестивалей решился взять только Роттердам, — не разочарование, а достижение. Действительно, один из самых оригинальных русских режиссёров снял свою самую оригинальную картину, перед которой растерялись самые опытные отборщики. Немного о сюжете (хотя строгого сюжета здесь нет): «Война Анны» — это история «советской Анны Франк», девочки, чью семью расстреляли в 1941-м в украинской деревне. Она прячется от солдат, фантазирует, находит каких-то безмолвных друзей, путешествует то ли по Стране чудес, то ли по лабиринту Фавна. Удивительная лента, которую стоит посмотреть каждому, но которая, кажется, обречена на крошечный прокат вне зависимости от результатов «Кинотавра».

«Сердце мира», реж. Наталья Мещанинова

Наталья Мещанинова — автор сценария к «Аритмии» Бориса Хлебникова и той же «Войне Анны» Алексея Федорченко. Как режиссёра мы знаем её по «Комбинату «Надежда»’» — тонкой молодёжной драме о дружбе и любви на фоне злых декораций норильского завода. «Сердце мира» — второй игровой полный метр, и он должен стать прорывным. Главный герой — ветеринар на тренировочной станции для собак. Вокруг него — звери и люди, первые, очевидно, гораздо лучше вторых. Впрочем, главное в работах Мещаниновой — не синопсис, а уникальная, одновременно жёсткая и гуманистическая интонация, роднящая её с новой суперзвездой итальянского экрана Аличе Рорвахер, даром что «Чудеса» — любимый фильм Мещаниновой.

«История одного назначения», реж. Авдотья Смирнова

Ещё один фаворит основного конкурса, снятый режиссёром-женщиной. Авдотья Смирнова обращается к тому, что любит больше всего на свете, русской литературе, но обходится без экранизаций. «История одного назначения» — реальная история, произошедшая в жизни Льва Толстого. В молодости писатель вызвался быть защитником на трибунале. Подсудимый — затравленный писарь, отвесивший пощёчину командиру полка. Цена проступка — смертная казнь. Говорят, что фильм Смирновой можно считать высказыванием и о современном российском судопроизводстве.

«Подбросы», реж. Иван И. Твердовский

Любимец «Кинотавра» возвращается в Сочи с третьим полнометражным фильмом. Режиссёр вновь проделывает любимый трюк: рассказывает бытовую, казалось бы, историю, но включает в неё магический элемент. Главный герой, выйдя из интерната и приехав в Москву, попадает в околокриминальную компанию; он то ли чем-то редким болен, то ли обладает суперспособностью. Других подробностей не сообщается, но посмотрите интервью Твердовского после предыдущего фильма, кажется он уже тогда знал, о чём хочет говорить дальше.

«Лето», реж. Кирилл Серебренников

Фильм открытия «Кинотавра», фильм, показанный сразу после открытия Каннского кинофестиваля. С Лазурного берега «Лето» уехало с наградой за лучший саундтрек и неоднозначными отзывами, пестрящими полярными эпитетами. Одним картина показалась тонкой, другим — грубо сделанной; одни восхитились «атмосферой свободы», другие остались равнодушными к метаниям героев рок-клуба; одним понравился Рома Зверь в роли Майка Науменко, другие не смогли простить режиссёру остроумного кастинга. Видимо, «Лето» всё-таки станет главной русской премьерой сезона, копья наточены, копья готовы ломаться.

«Мира», реж. Денис Шабаев

Кадр из фильма «Мира»

Два года назад на слабейшем за последнее время «Кинотавре» документальный фильм «Чужая работа» Дениса Шабаева, получивший награду за лучший дебют и диплом гильдии киноведов и кинокритиков, казался глотком свежего воздуха. Теперь режиссёр возвращается с лентой, существующей где-то на стыке игрового и неигрового кино. Действие происходит в ЛНР, главная героиня восстанавливает памятник Ленину, главный герой знакомится с ней по скайпу и приезжает из-за границы. «Мира» вполне может стать ответом Сергею Лознице, изрядно посмеявшемуся над трагедией непризнанных республик в своем «Донбассе» и увезшему из Канн приз лучшему режиссёру в программе «Особый взгляд».

«Дело Собчака», реж. Вера Кричевская

Документальный фильм, заявляющий о себе как о беспристрастном журналистском расследовании об Анатолии Собчаке, созданный при прямом участии Ксении Собчак, на деньги фонда Собчака. Впрочем, если вывести этические вопросы к производству за скобки (да даже если и оставить), лента обнаруживает сразу несколько острых интриг: во-первых, часовое интервью с Владимиром Путиным, вьющееся по сюжету красной лентой, во-вторых, детективный фактор, который может стать основанием чуть ли не для возбуждения новых уголовных дел, в-третьих, фигура Веры Кричевской, автора фильма «Самый свободный человек» о Борисе Немцове. После «Дела Собчака» режиссёр может окончательно занять трон главного специалиста по публицистическому и политическому документальному кино.

«Кислота», реж. Александр Горчилин

Один из самых любопытных фильмов нового конкурса «Кинотавра», куда, пожалуй, несколько дискриминационно вывели все дебюты. Актёр «Гоголь-центра», исполнитель ролей в фильмах «Ученик» и «Лето» Кирилла Серебренникова и «Да и да» Валерии Гай Германики рассказывает страшную, но честную историю о трёх друзьях, один из которых съел LSD и покончил с собой. Другое дело, что «Кислота» здесь — не только наркотик. Послушайте интервью, в последней трети сам автор довольно подробно всё объясняет.

«Глубокие реки», реж. Владимир Битоков

Seance.ru

Очередной полный метр из кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова. После Кантемира Балагова и Киры Коваленко каждый фильм этой «новой волны» ждут как события. «Глубокие реки» вполне могут таковым стать. В центре сюжета — конфликт (или «околоконфликт») трёх братьев, лесорубов и хипстера. Почитать подробнее можно в интервью наших друзей из журнала «Сеанс».

«Календарь», реж. Игорь Поплаухин

Фильм программы короткого метра, уже посмотренный и отмеченный за границей. «Календарь» Поплаухина занял второе место в конкурсе Cinéfondation Каннского кинофестиваля, собрав при этом очень хорошую прессу. Сам режиссер — поклонник Линча, сторонник медленного, сюрреалистичного кинематографа и, цитата, «революции внутри себя». Его новая лента — мутная (и по форме, и по содержанию) история женщины, ездящей в тюрьму и занимающейся сексом с заключённым. Зачем она это делает, сколько у неё таких партнёров и вообще кто она, нам так и не расскажут — не достающее до полного метра время можно провести в складывании версий и раздумьях.