03.08.2018

10 фильмов, которые помогут Марин Ле Пен стать нормальной

Зинаида Пронченко
автор
Зинаида Пронченко

Бывший кандидат в президенты Пятой республики Марин Ле Пен, несмотря ни на какие популистские усилия, по-прежнему пария в «приличном» французском обществе. И даже поправевшие правые после катастрофических для главы «Национального фронта» дебатов с Эммануэлем Макроном между двумя турами отказываются видеть в ней союзника. Чего там говорить, родная племянница Марин Марешаль Ле Пен отвернулась от тёти. В своей предвыборной программе Ле Пен почти ничего не говорила про культуру, да и вообще её вкусы в искусстве неизвестны. Вроде бы в юношестве она любила фильмы на военную тематику. Как-то раз обронила, что обожает Брэда Питта и «Знакомьтесь, Джо Блэк». Кажется, Марин смотрит «Игру престолов». К 50-летию Ле Пен неравнодушная к судьбе Франции Зинаида Пронченко выбрала десять фильмов, которые если и не изменят политические взгляды именинницы, то могут сделать их подачу хотя бы более элегантной.

«С нами», реж. Люка Бельво, 2017

Довольно банальная антишовинистическая агитка авторства Люка Бельво. Французский крайний север: бедно, сыро, по углам зреет криптофашизм. Мать-одиночку, работающую подённо медсестрой, вербует местная ячейка FN. Однако расистский энтузиазм главной героини перечеркнёт внезапная любовь. К кому? Ну естественно, к выходцу из Северной Африки. В фильме имеется двойник Ле Пен, вскоре после релиза Марин как бы случайно сменила причёску. И действительно — длинные фальш-локоны ей совсем не к лицу.

«Мания величия», реж. Жерар Ури, 1971

Классический фильм Жерара Ури по пьесе Виктора Гюго «Рюи Блаз» с Луи де Фюнесом в роли Дона Саллюста, задушившего бедняков Испании непосильными налогами. Одна из самых популярных картин за всю историю французского кинопроката. «Мания величия» шла в эфире в день злосчастных дебатов Ле Пен и Макрона, ровно в то же самое время. Марин не преминула процитировать Ури, намекая на определённые параллели между политикой Дона Саллюсты и бесчеловечными капиталистическими намерениями Макрона. Однако её шуточки прозвучали неточно и невпопад, кинематографические аллюзии окончательно погубили белокурую кандидатку. Внимательнее надо быть, внимательнее.

«Непокорённый», реж. Ален Кавалье, 1964

Одно из принципиальных разногласий Ле Пен и Макрона касалось войны в Алжире. Для Эмманюэля это геноцид, для Марин — тропы славы. Как бы там ни было, «Непокорённый» Алана Кавалье с совсем молодым Делоном в роли сомневающегося французского наёмника — однозначный must see. Даже если дочери своего отца (какой Алжир, для него и Шоа не проблема) не понравится критика милитаризма и колониализма, то эротическая сцена, в которой Делон поит пленницу-коммунистку через дверь, просовывая трубочку в замочную скважину, точно взбудоражит разведённую, свободную, в поисках мужчины Марин.

«Дюпон Лажуа», реж. Ив Буассе, 1974

Этот фильм в своё время много наделал шуму во Франции. И действительно, история провинциальных лавочников и скобарей, ополчившихся всем кемпингом на трудовых мигрантов неарийского происхождения, в своём полемическом задоре несколько грубовата. Ив Буассе пишет ту самую неправильную, постыдную Францию — бывших коллаборационистов и нынешних расистов — слишком жирными мазками. Но от правды не уйдёшь, толерантность и мультикультурализм в Пятой республике так и не работают, однако разжигать, как делает Марин, — вряд ли верное решение. Вот они, твои избиратели, нравится? Синефилам на заметку — ещё одна ранняя роль Изабель Юппер, и тут её опять насилуют и даже хуже.

«Жизнь Адель», реж. Абделатиф Кешиш, 2013

Гомофобия Марин — тема известная. Ну не верит она в однополую любовь. Хотя её предвыборной кампанией руководил гомосексуалист и среди избирателей по статистическим данным тоже полно геев (видимо, исламистская угроза им страшнее старых добрых консерваторов-католиков). Фильм Кешиша получил Золотую пальмовую ветвь в тот же год, что Франсуа Олланд узаконил однополые браки. К следующим выборам Марин должна этот манифест ЛГБТ знать буквально по кадрам, а иначе фашизм не пройдет.

«Дипан», реж. Жак Одийяр, 2015

Говорят, Ле Пен видела эту картину Жака Одийяра, победителя Канн-2015. Но ничего не поняла. Ей кажется идеологически правильной кровавая баня, устроенная тамильским тигром в 93-м департаменте Сен-Дени. А ведь это вольный ремейк «Соломенных псов» Сэма Пекинпы, просто хороший парень со свежим взглядом увидел, где собака во Франции зарыта, и наказал виновников. Раса тут роли не играет.

«Лакомб Люсьен», реж. Луи Маль, 1974

Существование концентрационных лагерей и печей Марин, в отличие от отца, признаёт. Однако об Оккупации молчок, и о режиме Виши ни слова. Ну вот, Луи Малль подробно и красочно всё показывает, как кто кому сопротивлялся, пора уже посмотреть правде в глаза.

«Я не сволочь», реж. Эммануэль Финкель, 2015

Относительно недавний опус самого занудного режиссёра Франции Эммануэля Финкеля. Мелодрама про то, как один представитель пролетариата хотел засадить от злости за решётку другого, ещё более дискриминированного (опять Магриб), но вовремя опомнился и признал, что суду лжёт. Даже если очень хочется найти козла отпущения, всё равно нельзя. Извини, Марин.

«Двое в городе», реж. Жозе Джованни, 1973

Известнейший фильм Хосе Джованни с чётким политическим месседжем — отменить смертную казнь. Марин, по правде говоря, не особо уверена в том, что её надо вернуть, уж советники иссоветовались. Отмена смертной казни — главное достижение французского гуманизма эпохи Миттерана, основной аргумент сил света. Алена Делона в финале и правда очень жалко, сцена гильотинирования убедит любого реакционера.

«10 последних дней Марин Ле Пен», реж Янник Адам де Вилье и Брюс Туссан, 2018

Ну, это сам бог велел, в плане работы над ошибками. Отличная телевизионная документалка этого года, дидактически объясняющая все проколы кандидатки.