19.04.2018

10 фильмов Московского фестиваля, на которые надо идти

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Самые интересные фильмы Московского международного кинофестиваля — это, как водится, фильмы других фестивалей класса «А», которые будут показаны в параллельных программах. Выбрали десять, которые ни в коем случае нельзя пропускать, хотя бы потому, что больше их нигде увидеть не получится.

«Слон сидит спокойно», реж. Ху Бо

Кадр из фильма «Слон сидит спокойно»

Если вы можете сходить только на один фильм — идите, пожалуйста, на этот. Четырёхчасовой шедевр настоящего самородка, режиссёра и писателя, написавшего два романа (оба гениальные) и снявшего один фильм (тоже). Трагедия в том, что больше он ничего не снимет и не напишет. Ху Бо покончил с собой, даже не закончив монтаж, — ленту доделывали друзья. В кадре — четыре тотально несчастных героя, время действия — всего один день, с утра до поздней ночи. Бандита, отставного военного, школьника и школьницу объединяет одно — стремление добраться до Манчжурии, где живёт удивительный слон, который просто сидит на месте, вне зависимости от всего, что происходит вокруг. Сенсация Берлинского кинофестиваля.

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот», реж. Филип Грёнинг

Самый дикий фильм последнего Берлинале, перед которым капитулировало даже жюри, не отметив его ни одной наградой. Брат и сестра, близнецы, валяются в полях Баварии, купаются голыми, рассуждают о философии и опустошают холодильники с пивом на ближайшей заправке. Звучит как обычное инди-кино, на деле — грандиозное высказывание о природе времени, кроме шуток, экранизация Хайдеггера. Грёнинг жонглирует Достоевским, Блаженным Августином и теоремами квантовой физики так, что порой это невозможно смотреть, но все три часа — и оторваться невозможно.

«Время дьявола», реж. Лав Диас

Ещё один берлинский шедевр, непонятый судьями. Акапельная рок-опера хронометражем в четыре часа, впрочем, для Лава Диаса, воспитавшего своих фанатов на десятичасовых полотнах, это почти короткометражка. В центре сюжета — снова трагические эпизоды филиппинской истории.

«Первая реформаторская церковь», реж. Пол Шрёдер

Кадр из фильма «Первая реформаторская церковь»

Пола Шрёдера широкий круг не знает, но любит как сценариста «Якудзы» Сидни Поллака и «Таксиста» Мартина Скорсезе , круг поуже знает и ценит как режиссёра. Его последний фильм был показан на Венецианском фестивале и получил вполне положительные отклики. «Первая реформаторская церковь» — это история священника Толлера (Итан Хоук), потерявшего сына на войне, и прихожанки Мэри (Аманда Сейфрид), чей муж покончил с собой.

«Сладостный край», реж. Уорвик Торнтон

Кадр из фильма «Сладостный край»

Специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля. Пронзительный «судебный вестерн» Уорвика Торнтона, человека, в 2009 году получившего приз Канн за лучший дебют, а до этого — два «медведя» в Берлине за короткие метры. Абориген убивает землевладельца и сдаётся властям, спасая беременную жену. Впереди суд, который должен решить судьбу мужчины.

«Мектуб, моя любовь», реж. Абделатиф Кешиш

Одна из сильнейших картин прошлогоднего венецианского конкурса. Экзаменационный фильм для Кешиша — следующий после безусловного шедевра «Жизнь Адель». Режиссёр три часа следит за жителями и гостями крошечного французского курорта, концентрируясь по большей части на пятых точках своих героев. Импрессионистское полотно о любви, свободе, молодости и предательстве. Вроде как, спустя год после премьеры, даже выйдет в прокат, но, скорее всего, настолько ограниченный, что есть риск его не заметить.

«Фокстрот», реж. Самуэль Маоз

Кадр из фильма «Фокстрот»

Ещё один фаворит Венеции: Особый приз и награда лучшему фильму по версии молодёжного жюри. Жизнь израильской семьи полностью меняется после известия о гибели сына на войне, между тем на самом деле их ребёнок жив-здоров и как может борется со скукой на отдалённом КПП.

«В поисках праздника», реж. Паоло Вирдзи

Кадр из фильма «В поисках праздника»

Ну и чтобы закончить с Венецианским киносмотром: сентиментальная мелодрама о двух пожилых супругах, стоящих на пороге смерти. Свои последние дни старики решают провести на полную катушку, сбегают от детей и врачей и отправляются в путешествие. Мощнейшие актёрские работы Хелен Миррен (номинация на «Золотой глобус») и Дональда Сазерленда.

«Офелия», реж. Клер Маккарти

Кадр из фильма «Офелия»

Один из самых ожидаемых фильмов минувшего «Санденса». Шекспировская драма, рассказанная от лица Офелии (Дэйзи Ридли) с суперзвёздами в ролях монархов (Наоми Уоттс и Клайв Оуэн). Говорят, удар, мягко сказать, не оправдал замаха, но посмотреть стоит хотя бы ради задумки авторов.

«Выходной», реж. Изабелла Эклоф

Кадр из фильма «Выходной»

А вот это фильм на том же «Санденсе» обсуждали очень горячо. IndieWire назвал ленту самой «тёмной» на фестивале, на премьере готовая ко многому публика покидала зал. Всё из-за сцены изнасилования главной героини, одной из самых жёстких в истории кино.