11.06.2018

29-й «Кинотавр» — итоги и закрытие фестиваля

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Репортаж Кино ТВ о закрытии и триумфаторах 29-го «Кинотавра». 

Какой замечательный получился фестиваль, говорили зрители и участники 28-го, прошлого «Кинотавра», не зная, что их ждёт на 29-м. Чуть ли не половина фильмов основного конкурса в иной год могли бы быть безальтернативными обладателями гран-при, жюри ждёт действительно тяжёлый выбор.

А вот и сами судьи: артисты Игорь Верник и Оксана Акиньшина, продюсер Евгений Гиндилис, композитор Игорь Вдовин, оператор Леван Капанадзе, кинокритик Стас Тыркин и режиссёр Алексей Попогребский во главе. Семеро на дюжину картин.

Алексей Попогребский — режиссёр: «Мы обсуждали. Выяснилось, что мы примерно в одном русле, но у всех есть немного разные предпочтения, и это здорово. Я очень люблю цитату Сидни Люмета, у него есть книжка «Как делается кино». Его спросили: «Как вы добиваетесь от актёров того, чего хотите вы?» Он сказал: «Это неправильная постановка вопроса, надо: как вы добиваетесь того, чтобы актёры хотели того, чего хотите вы».

Этот фильм идёт под слоганом «Другое кино от создателей “Аритмии”». Режиссёр — автор сценария прошлогоднего триумфатора. В авторах сценария — как раз его режиссёр Борис Хлебников. И очень похожая судьба. Как и у «Аритмии» год назад, кроме гран-при — приз за лучшую мужскую роль. Знакомьтесь, Степан Девонин — влюбивший в себя и судей, и зрителей, и команду фильма, включая всех животных, с которыми ему пришлось работать на съёмках.

Степан Девонин — актёр: «Тут такой вопросик: был ли я полноценным их партнёром, потому что было очень сложно с собаками, лисами и всеми, и я старался полноценно с ними работать. Какой уж из меня партнёр, у собаки не спросишь».

«Сердце мира» — этот фильм о людях, собаках и лисах на притравочной станции, который невозможно пересказать, называли фаворитом ещё до начала «Кинотавра» и ждали весь фестиваль. Премьера состоялась в последний день, и многим всё стало ясно.

Наталия Мещанинова — режиссёр: «Это вы, может быть, ожидали, а когда ты находишься внутри конкурса, я, во-первых, стараюсь ничего не ожидать, иначе это губительно, во-вторых, нам дали два очень важных приза, и я думала, что, наверное, гран-при получит другое кино. Я думала, что гран-при получит либо «Война Анны» либо «История одного назначения», я правда не ожидала».

Они, впрочем, без своих наград тоже не остались. Внезапно сверхактуальная «История одного назначения» о Льве Толстом, защищающем на военном суде провинившегося писаря, — приз за лучший сценарий.

А вот фильм «Война Анны», ещё один фаворит смотра, пожалуй, действительно заслуживал большего. У картины, и это случай, когда можно говорить «лишь», лишь специальный приз жюри для сенсации фестиваля — актрисы Марты Козловой, собственно, той самой Анны, девочки, скрывающейся в камине в оккупированной немцами деревне.

Эту работу не отметить было нельзя, но главная награда актрисе досталась, пожалуй, главной звезде 29-го «Кинотавра» Анне Слю, исполнительнице главных ролей аж в двух фильмах конкурса. Чеховском «Дяде Саше» Александра Гордона и «Подбросах» Ивана Твердовского. Приз формально вручён за последний, но скорее всего — по совокупности.

Лучший режиссёр — автор самого дикого фильма фестиваля. Григорий Константинопольский в «Русском бесе» выступил разом за русского Тарантино, Триера, Финчера и наверняка кого-то ещё. Непонятно, какой прокат может быть у этой залитой кровью остросоциальной, острополитической и даже шизофренической ленты, но теперь шансов чуть больше.

Григорий Константинопольский — режиссёр: «Я надеюсь, что это хоть как-то повлияет на то, что у фильма будет лучший прокат. С этой точки зрения, да».

В возрождённом спустя пятнадцать лет конкурсе дебютов неожиданное двоевластие. Жюри, словно фокусники, превратили один золотой шарик в два, наградив ученика Кирилла Серебренникова Александра Горчилина за фильм «Кислота» и ученика Александра Сокурова Владимира Битокова за фильм «Глубокие реки».

Андрей Плахов — кинокритик: «Мы хотели отметить два фильма, которые, на наш взгляд, резко поднимались над уровнем остальных фильмов программы. Они очень разные, они представляют собой образцы авторского кино, оба, это их объединяет, но в очень разных традициях. И действительно, когда начинаешь задумываться о том, кто являются наставниками обоих победителей, выясняется, что это, с одной стороны, Сокуров, с другой — Серебренников. Художники очень разные, очень серьёзные и представляющие разные грани современного кинопроцесса».  

Кинопроцесс пестрит разными гранями вопреки. Это был не только самый сильный «Кинотавр» за последнее время, но и самый напряжённый. Все понимали, каких режиссёров в Сочи нет. На церемонии награждения торжественные слова чередовались с гневными. Киносообщество сплотилось и солидаризировалось перед лицом общей беды. В этом смысле фильм-победитель «Сердце мира» символичен ещё и своим названием. 29-й «Кинотавр» запомнится этим сердцем.

Наталия Мещанинова — режиссёр: «Если про сердце, я очень рада, что оно забилось как-то у всех в одном правильном ритме, правильном понимании, я очень рада, что церемония прошла именно так».

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!