06.11.2019

Лучшие саундтреки 2010-х: спецпроект Кино ТВ

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Кино ТВ продолжает закрывать 2010-е. Второй гигантоманский список — это 50 лучших саундтреков декады, составленный Максимом Заговорой.

Читайте также: Лучшие фильмы 2010-х: спецпроект Кино ТВ >>

50. «Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049: Original Motion Picture Soundtrack), 2017

В разгар работы над фильмом Дени Вильнёв уволил Йохана Йоханнссона, который ещё появится в нашем списке, и принялся искать кого-то, как сказал режиссёр, «более похожего на Вангелиса». Искал, судя по всему, не очень долго, остановившись на Хансе Циммере и Бенджамине Вальфише. Композиторы быстро раздобыли синтезатор Yamaha CS-80, на котором был написан саундтрек к оригинальному «Бегущему по лезвию», и принялись сочинять крепкий эмбиент. Получилось, надо сказать, куда лучше, чем можно было ожидать.

49. «Облачный атлас» (Cloud Atlas: Original Motion Picture Soundtrack), 2012

Минималистичные партии для перемещения во времени, пространстве и прочих скорбных дел.

48. «T2: Трейнспоттинг» (T2 Trainspotting: Original Motion Picture Soundtrack), 2017

Первый «На игле» был одним из определяющих фильмов 90-х с одним из самых к тому же мощных саундтреков декады. Продолжение стало просто «одним из». Хотя сложно, конечно, долго ворчать, когда под крышкой компакт-диска снова встречаются Игги Поп, The Clash, Underworld и Blondie.

47. «Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road: Original Motion Picture Soundtrack), 2015

Грохочущие барабаны, кричащие гитары, настойчивые струны и воющие рожки — настоящий сатанинский оркестр, выражающий своё почтение Бернарду Германну и раннему Эннио Морриконе. Говорят, кстати, что это любимый саундтрек Ханса Циммера.

46. «Назови меня своим именем» (Call Me by Your Name: Original Motion Picture Soundtrack), 2017

Песни, написанные специально для фильма Суфьяном Стивенсом, в том числе и номинированная на «Оскар» «Mystery of Love», — конечно, худшая часть пластинки, но, к счастью, меньшая. Остальное пространство занимают композиторы в диапазоне от Рюити Сакамоты до Иоганна Себастьяна Баха.

45. «Человек — швейцарский нож» (Swiss Army Man: Original Motion Picture Soundtrack), 2016

Хулиганское а капелла от «Manchester Orchestra». Диковато, но с нежностью — как и сам фильм.

44. «Джанго освобождённый» (Quentin Tarantino’s Django Unchained Original Motion Picture Soundtrack), 2012

Постмодернистский салат с оглядкой на спагетти-вестерны. Альбом, давший старт личным отношениям Тарантино и Эннио Морриконе. Композитор сочинил новую композицию для фильма, а потом заявил, что режиссёр использовал её без согласования. Казалось бы, конфликт, если не скандал, но вскоре почтенный итальянец сдал назад, обвинив журналистов, что те всё переврали, извинился перед Квентином и предложил написать партитуру к «Омерзительной восьмёрке». Об этом, впрочем, чуть позже.

43. «Разомкнутый круг» (The Broken Circle Breakdown: Original Motion Picture Soundtrack), 2012

Она — парикмахер, он — бывший панк, ударившийся в некое европейское подобие кантри. Они же (артисты или персонажи?) исполняют почти все песни на этом удивительном, честном, яростном и одновременно нежном альбоме, который в России мало кто слышал, но это всегда можно исправить. Прямо сейчас, например.

42. «Оно» (It Follows: Original Motion Picture Soundtrack), 2015

Впечатляющий выход чиптюнера Ричарда Вриленда (более известного как Disasterpeace) на территорию большого кино. Занятно, что изначально эта музыка планировалась как временная, чтобы успеть к Каннскому фестивалю, но фестиваль закончился, и Дэвид Роберт Митчелл передумал что-то менять.

41. «Остров проклятых» (Shutter Island: Music From the Motion Picture), 2010

Возможно, единственная пластинка, на которой можно подряд услышать Кшиштофа Пендерецкого, Джона Кейджа, Макса Рихтера и Брайана Ино. Хочется слушать это вечно. Жить не хочется, а слушать — вполне.

40. «Стражи галактики» (Guardians of the Galaxy: Awesome Mix Vol. 1), 2014

11 недель подряд и 16 в общей сложности на вершине хит-парада саундтреков Billboard. Микс из оригинальной музыки (Тайлер Бейтс) и композиций 60–70-х — фокус, который в 2010-х проделывали неоднократно, но настолько удачно — разы. Хайлайты: The Jackson 5, The Runaways, Марвин Гэй и Боуи, конечно.

39. «Детство лидера» (The Childhood of a Leader: Original Motion Picture Soundtrack), 2016

Лучшее, что написал великий американский авангардист Скотт Уокер со времён эпохального альбома The Drift.

38. «Экстаз» (Climax: Original Motion Picture Soundtrack), 2018

Музыка к самому огненному фильму прошлого года не вполне работает без изображения, созданного Гаспаром Ноэ и Бенуа Деби, но при должном уровне фантазии и хорошей памяти — вполне. Если на вашей вечеринке кто-то начал скучать, включайте «Supernature» Cerrone.

37. «Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis Soundtrack album by Various Artists), 2013

Мало какая музыка в этом десятилетии способна так обвести вокруг пальца: песни фильма звучат словно из 60-х, хотя за исключением «Farewell» Боба Дилана и «Green, Green Rocky Road» Дэйва Ван Ронка написаны специально для картины продюсером Ти-Боун Бёрнеттом. Подарок любителям кантри, давно переслушавшим весь ХХ век.

36. «Гравитация» (Gravity: Original Motion Picture Soundtrack), 2013

Нанятый, чтобы придумывать лишь звуки и шумы, Стивен Прайс так увлёкся процессом, что в итоге написал всю музыку для фильма. Музыку, без которой ленту Куарона уже, пожалуй, и не представить. «Самый убедительный саундтрек для научно-фантастического фильма со времён „Миссии на Марс“ Эннио Морриконе», как написал Джеймс Саутхолл из Movie Wave. Преувеличил, конечно, но всё же.

35. «Неоновый демон» (почти) (Nicolas Winding Refn Presents: The Wicked Die Young), 2017

Выступление в редком, но ценном жанре «сопутствующий альбом». Настоящий саундтрек к «Неоновому демону», написанный Клиффом Мартинезом, вышел вместе с фильмом, а спустя пару лет Николас Виндинг Рефн скомпилировал музыку, которую слушал, работая над картиной, в отдельную пластинку. Собственно, по формальным признакам её в нашем списке и быть не должно, но уж больно круто получилось: Electric Youth, Suicide, Sparks, Линси де Пол — в общем, замечательные люди, которых мы могли бы слышать в фильмах Рефна, если бы не тот самый Клифф.

34. «Кэрол» (Carol: Original Motion Picture Soundtrack), 2015

Тодд Хейнс заказал Картеру Бервеллу музыку ещё до начала съёмок. Он прислал композитору сценарий и шесть компакт-дисков с хитами 1950-х, которыми тот должен был вдохновиться, но Бервелл отказался связать даже пару нот, пока не увидит хотя бы черновой монтаж. Итог стоил ожиданий. Партитура Бервелла примиряет между собой Шуберта, Дюка Эллингтона и Филипа Гласса. Второе место в списке лучших саундтреков декады от IndieWire, кстати.

33. «Форма воды» (The Shape Of Water: Original Motion Picture Soundtrack)

Печальная и величественная пьеса Александра Деспла. Возможно (это не точно, но само предположение уже показательно), лучшее, что французский композитор написал для кино. «Оскар» и «Грэмми» как нечто само собой разумеющееся в данном случае.

32. «Я тоже хочу»

Алексей Балабанов хотел видеть Леонида Фёдорова в роли музыканта, но тот, как обычно, выставил вместо себя фронтмена «АукцЫона» Олега Гаркушу, зато отдал песни, под которые герои и совершают своё мистическое путешествие к Колокольне Счастья. В отечественном кино, конечно, с музыкой так не работал больше ни один режиссёр. И не работает.

31. «Скотт Пилигрим против всех» (Scott Pilgrim vs. the World: Original Motion Picture Soundtrack), 2010

Песни вымышленных групп Sex Bob-omb и Crash and the Boys, написанные, как несложно расслышать, Беком и Broken Social Scene. Кроме них в плейлисте: классические The Rolling Stones, чуть ли не самая популярная группа у режиссёров декады — T. Rex и сверхактуальные на момент выхода фильма Black Lips.

30. «Омерзительная восьмёрка» (The Hateful Eight Soundtrack), 2015

А вот и продолжение Тарантино. Что тут долго объяснять: 50 минут оригинальной музыки от Эннио Морриконе.

29. «Плохая партия» (The Bad Batch: Original Motion Picture Soundtrack), 2017

Трейлер ко второму фильму Аны Лили Амирпур начинается с техно от Black Light Smoke, а заканчивается на «All That She Wants» от Ace of Base — и это, в общем-то, всё, что надо знать о саундтреке к «Плохой партии», чтобы пойти и купить его прямо сейчас. Идеальная музыка для вашего свидания — это та, под которую полюбили друг друга каннибал и его жертва.

28. «Побудь в моей шкуре» (Mika Levi: Under the Skin), 2014

Если Джонатан Глейзер — новый Кубрик, то композитор Мика Леви — новая Дьёрдь Лигети. Её музыка — идеальное даже не сопровождение, а пояснение к персонажу Скарлетт Йоханссон, странному существу с пустыми глазами, хищнику, пожирающему своих жертв без всякой на то причины. Рёв сменяется визгом, аналоговые инструменты — электронными, а вот, кажется, и сэмпл из «Toxic» от Бритни Спирс. Вообще-то это почти шедевр, сложно объяснить, почему он оказался в нашем списке так низко. В лучших саундтреках века через 80 лет — выше будет.

27. «Артист» (The Artist: Original Motion Picture Soundtrack), 2011

Фильм, стилизованный под немое кино, с саундтреком на «Оскар» и «Грэмми». Оркестровое ретро с большим приветом классикам жанра, самый явный (и яркий) привет — «Тема любви» из «Головокружения» Хичкока.

26. «Малыш на драйве» (Baby Driver: Music From The Motion Picture), 2017

Фильм, названный в честь песни, не может пренебрегать своим саундтреком и не пренебрегает. В треклисте — аж тридцать композиций: The Beach Boys, T. Rex, Beck, Blur, Queen, Барри Уайт и прочие лучшие люди. Отдельная песня — три оригинальных песни от Sky Ferreira, Kid Koala и от Danger Mouse при участии Run the Jewels с Big Boi (лучшая). Фильм, в принципе, можно уже и не смотреть.

25. «Тебя никогда здесь не было» (You Were Never Really Here: Original Motion Picture Soundtrack), 2018

Первый, но не последний (мотайте вниз к лучшим из лучших) выход Джонни Гринвуда в нашем хит-параде. Его вторая и снова замечательная коллаборация с Линн Рэмси. Звезда Radiohead (хотя давно уже не только, а может, и не столько) стучит по клавишам синтезатора, заводит и гасит нервную драм-машину, подключает и отключает гитару, попутно руководя Лондонским современным оркестром и перемигиваясь с авангардистом Олли Коутсом. Ей-богу, будь это единственный саундтрек, написанный Гринвудом в десятых, он бы стоял выше (или ниже в нашем случае), но при такой производительности надо и честь знать.

24. «Голос улиц» (Straight Outta Compton: Music from the Motion Picture), 2015

Снуп Догг собирает братишек. На вечеринку приглашены: Ice Cube, Dr. Dre, N.W.A, Eazy-E, которые хором за 78 минут объясняют всей этой «новой школе», кто здесь на самом деле голос улиц.

23. «Суспирия» (Suspiria), 2018

Первый саундтрек Тома Йорка к художественному фильму — событие слишком заметное, чтобы его пропустить, и недостаточно яркое, чтобы на него помолиться. Впрочем, эмблемный трек Suspirium не затерялся бы и на лучших альбомах Radiohead.

22. «Однажды… в Голливуде» (Once Upon A Time In Hollywood: Every Song In The Movie), 2019

И снова Тарантино. Саундтрек его последнего фильма — это в равной степени с любовью и размахом собранный гид по главных хитам 60-х: от молодых ещё Deep Purlpe до певцов психоделии The Mamas and Papas, от нежной акустики Саймона и Гарфанкела до перегруженных гитар The Raiders. Не менее важно, впрочем, то, каких песен на альбоме нет — а нет здесь The Beatles, любимой группы Чарльза Мэнсона. В вымышленной вселенной Тарантино убийцы вообще не слушают музыку, они под неё разве что дохнут.

21. «Женщины ХХ века» (20th Century Women: Original Motion Picture Soundtrack), 2016

Иногда, и чаще всего, для великого саундтрека достаточно просто безупречного вкуса составителей. Talking Heads, Siouxsie and the Banshees, Дэвид Боуи, Луи Армстронг и Роджер Нилл. Ну как тут устоять.

20. «Сен-Лоран. Стиль — это я» (Saint Laurent: Bande originale du film), 2014

Все саундтреки Бонелло — это салат из треков собственно сочинения и классики (ну или новой классики). «Сен-Лоран» в этом смысле — апогей метода. Сам режиссёр в своей лучшей композиторской форме, среди приглашённый гостей модного дома: Creedence Clearwater Revival, The Velvet Underground и Мария Каллас.

19. «Драйв» (Drive: Original Motion Picture Soundtrack), 2011

Союз Николаса Виндинга Рефна с Клиффом Мартинезом мог бы быть самым ярким дуэтом режиссёра и композитора в XXI веке, не будь у нас Пола Томаса Андерсона и Джонни Гринвуда. В «Драйве» они ещё и Kavinsky c Lovefoxx и Desire задействовали, негодники.

18. «Американская милашка» (American Honey: Original Motion Picture Soundtrack), 2016

Гимн юности, путешествиям в трейлере, сексу в чистом поле и прочим разбитым мечтам. Модный репчик (Rae Sremmurd, E-40), внезапно заигравшая новыми красками попса (Sam hunt, Ciara), вечное (Rihanna, Mazzy Star) и грандиозный выход Raury с God’s Whisper в финальной сцене. Пластинка их тех, что выбирают, когда на необитаемый остров можно взять всего один альбом.

17. «Холодная война» (Zimna wojna OST), 2018

На каннской премьере «Холодной войны» не было людей счастливее русских, когда по тысячному залу раскатилось «Как много девушек хороших», исполненное с восхитительным польским акцентом. Здесь же нам встретятся и «Катюша», и «Кантата о Сталине», но главная ценность саундтрека — польские народные и не очень песни, аранжированные под nouvelle vague. Лучшая — это как раз народная Dwa Serduszka («Два сердушка, чтери очи»).

16. «Социальная сеть» (Social Network: Trent Reznor & Atticus Ross soundtrack), 2010

Как и многие ценные вещи, этот альбом мог никогда не быть записан. Изначально Трент Резнор ответил на просьбу Финчера написать музыку к его новому фильму отказом, но, распрощавшись, всё же прихватил сценарий, прочитал через несколько месяцев и тут же, на этапе съёмок, сам попросился в проект. Мы знаем, что сказал режиссёр, когда Резнор и Росс представили ему наброски будущего альбома: «Я не могу сказать ничего плохого на счёт этого — такого раньше не происходило». Нам нечего добавить.

15. «Выживут только любовники» (Jozef Van Wissem & SQÜRL — Only Lovers Left Alive)

Один из лучших примеров дружбы/сотрудничества/единомыслия режиссёра и композитора. Джим Джармуш и Йозеф ван Виссем созданы друг для друга, удивительно, что эта встреча, спланированная на небесах, пока породила так мало. Эстетский вампирский нуар на чёрной лютне — приз Каннского фестиваля за лучший саундтрек.

14. «Звери дикого Юга» (Beasts of the Southern Wild: Music from the Motion Picture), 2012

Альбом под стать самому фильму. Вроде сплошные детские грёзы: колокольчики, ксилофоны, немного джаза: если разложить на составляющие — совершенно безобидно, а в целом — цепенеешь.

13. «Служанка» (The Handmaiden Original Soundtrack), 2016

Роскошные, на 38 дорожек, оркестровки прославленного корейского композитора Чо Ён Ука, при участии арфы Марии Смирновой, что должно особенно радовать русские патриотические уши. Музыка, идеально подходящая для осенней хандры и героических поступков, например, бега трусцой по ближайшему парку.

12. «Чёрная пантера» (Black Panther: The Album), 2018

Четвёртый чарттоппер Кендрика Ламара, стартовавший на первом месте хит-парада Billboard и победивший в двух номинациях на «Грэмми». В нашем списке это, конечно (второй, впрочем), читерский элемент — большинство песен саундтрека были написаны (а то и вовсе подобраны) под влиянием фильма, а не для него, но к чёрту формальности — Fuck you and all your expectations, как поётся в одной из ключевых песен альбома All The Stars.

11. «Девушка возвращается одна ночью домой» (A Girl Walks Home Alone at Night: Motion Picture Soundtrack), 2014

Как может звучать чёрно-белый вампирский нуар на фарси, снятый самой дерзкой дебютанткой декады, — ну вот только так и может: вальс от тегеранской группы Kiosk, пост-панк от Gelaye, вестерн от Federale, турецкая дискотека от Farah и гимн смерти от White Lies. Альбом, который будет одинаково уместен и на свадьбе, и на похоронах.

10. «Эдем» (Eden — Soundtrack), 2014

Первое, о чём стоит задуматься, приступая к съёмкам фильма о диджее, — саундтрек. К счастью, у Мии Хансен-Лёв, которая, заметим, и сама по себе большая умница, есть брат — соавтор сценария, музыкант, товарищ Daft Punk и известный знаток электронной музыки. Треклист «Эдема» складывается в энциклопедию жанра, здесь в общей сложности около 50 композиций, в диапазоне от проекта сонграйтера Майкла Джексона Фрэнкли Наклза до совсем уж авангардистских экспериментов через всё тех же Daft Punk или The Orb. То, как эти песни интегрированы в фильм, — отдельная статья, требующая куда большего пространства, чем наши здесь скромные аннотации.

9. «Мэнди» (Mandy: Original Motion Picture Soundtrack), 2018

За год до «Мэнди» исландский минималист Йохан Йоханнссон написал музыку к «Бегущему по лезвию 2049», но в итоговый фильм из неё не вошло ни аккорда. Мы не знаем, обиделся ли он на своего доброго товарища Вильнёва (ранее Йоханнссон написал музыку к «Прибытию») или, наоборот, обрадовался возможности сохранить наработки, но здесь он выступил просто превосходно: горячая греко-итальянская кровь Косматоса и отстранённая холодность Йоханссона породили волшебную пластинку, которую и саму по себе приятно слушать, а уж вместе с изображением она сносит крышу вместе с парой верхних этажей.

8. «Милая Фрэнсис» (Frances Ha: Music From The Motion Picture), 2013

Синефильские радости от Ноа Баумбаха: в сцене, подражающей «Дурной крови» Леоса Каракса, звучит «Modern Love» Дэвида Боуи, тут и там разбросаны мелодии Жоржа Делеру, Жана Константина и Антуана Дюамеля — ключевых композиторов французской новой волны, ну а прикрывают всё это проверенные поп-хиты от Пола Маккартни, T. Rex и Hot Chocolate. Манипуляция? Конечно. Но работает.

7. «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby: Music from Baz Luhrmann’s Film), 2013

Очередная музыкальная удача База Лурмана, на этот раз под пристальным кураторским контролем Jay-Z. Вместе они схватили, что мир Гэтсби — это джаз, хип-хоп и ритм-н-блюз, а дальше дело техники: выбрать классические песни, сделать на них каверы, рекрутировать моднейших артистов. В итоге Бейонсе вместе с Andre 3000 исполняют «Back To Black» Эми Уайнхауз, will.i.am — «Bang Bang» Нэнси Синатры, а Джек Уайт — «Love is Blindness» U2.

6. «Врождённый порок» (Inherent Vice: Original Motion Picture Soundtrack), 2014

Пол Томас Андерсон экранизирует Томаса Пинчона с Хоакином Фениксом в главной роли, используя в саундтреке лучшие песни Can, Нила Янга, Кю Сакамото, The Cascades и всех музыкантов Radiohead во главе с Джонни Гринвудом. Слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это правда и есть.

5. «Элитное общество» (The Bling Ring: Original Motion Picture Soundtrack), 2013

София Коппола — не просто обладательница безупречного музыкального вкуса, она ещё и лучше всех понимает, как даже самый заезженный поп-хит может работать внутри картины. The Bling Ring продолжает традиции таких поп-марафонов, как «Ромео + Джульетта» или «Круглосуточные тусовщики», и не уступает им ни в замахе, ни в ударе: Азилия Бэнкс, Sleigh Bells, Канье Уэст, Phoenix и, конечно, Can, чьё присутствие в любом саундтреке обеспечивает ему присутствие уж в нашем списке так точно.

4. «Между нами музыка» (Song To Song OST), 2017

Музыкальный шедевр Терренса Малика, пропущенный всеми, от отборщиков фестивалей до зрителей: в российский прокат картина четырёхлетней давности и вовсе только вышла. В кадре: девушка с гитарой Руни Мара, талантливый музыкант Райан Гослинг, rich продюсер Майкл Фассбендер и официантка с перспективами Натали Портман. За кадром: Малер и Black Lips, Оркестр «Баобаб» и Патти Смит, Боб Дилан и The Stooges.

3. «Я всё ещё здесь» (I’m Still Here OST), 2010

Хоакин Феникс сворачивает актёрскую карьеру ради музыкальной. Он отрастил бороду, полную вчерашних крошек, и читает в неё хип-хоп. Невероятно, что в 2010-м в эту байку кто-то поверил: люди всерьёз спорили, является ли режиссёрский дебют Кейси Аффлека документальным или постановочным. «Я всё ещё здесь» — фильм-обманка, фильм-розыгрыш, и саундтрек здесь, конечно, под стать: от фортепиано Людовико Эйнауди и Джорджа Уинстона до «пиф-паф-паф» M.I.A через дурацкие баллады Криса Найта. Но настоящие бриллианты при этом — кустарные записи самого Феникса: вот он насвистывает Ройстона Лэнгдона, вот — снова перепевает Джонни Кэша. Вау!

2. «Твин Пикс: возвращение» (Twin Peaks: The Return OST), 2017

В недавно опубликованном на Кино ТВ списке лучших фильмов декады первое место уверенно занял формально сериал — третий сезон «Твин Пикса». Не мог он сильно уступить и в рейтинге саундтреков. Меломан Линч, выпустивший в десятых два вполне достойных рок-альбома, тщательно выбирал группу для завершения каждого эпизода, составив таким образом репрезентативный дайджест по американской инди-сцене. Здесь и Chromatics — одна из любимых молодых групп режиссёра, и реинкарнация Саймона и Гарфанкела The Cactus Blossoms, и модное бруклинское трио Au Revoir Simone, но наши любимцы — это будто бы по блату собранная группа Trouble c сыном Линча Рилли Линчем, Алексом Чжаном Хунтай из Dirty Bitches и перекрывающим их всех Дином Херли.

1. «Призрачная нить» (Phantom Thread: Original Motion Picture Soundtrack), 2017

Что ж, если Пол Томас Андерсон — главный режиссёр нашего времени, то Джонни Гринвуд, очевидно, главный этого времени кинокомпозитор. Он и на последних альбомах Radiohead — центральная фигура, хотя формально располагается где-то сбоку от Тома Йорка. Также и в кино — вроде человек задачи и герой «второстепенных номинаций», но пишет музыку, как выражается IndieWire, «связанную с фильмами на молекулярном уровне», а значит, эти фильмы определяющую. Ну и кроме всего прочего, саундтреки Гринвуда — просто очень красивая музыка, а «Призрачная нить» — самая красивая, из всего, что он когда-либо писал для экрана.