26.08.2019

76-й Венецианский кинофестиваль: гид Кино ТВ

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Венецианский кинофестиваль огласил программу. Она, кажется, беспрецедентна с точки зрения количества звёзд, демонстративно несовременна (всего две женщины в конкурсе, всего один дебют) и очень интригует. Рассказываем обо всех важнейших премьерах и собираем чемоданы.

Конкурс:

«Правда» (La Verite), Хирокадзу Корээда

Кадр со съёмок х/ф «Правда», реж. Х. Корээда, 2019 г.

После победы в Каннах с «Магазинными воришками» Хирокадзу Корээда решился снять свой первый «неяпонский» фильм. Решение, надо полагать, далось легко, с таким-то кастом: в главных ролях — Катрин Денёв, Жюльет Бинош и Итан Хоук. Что касается истории, то, похоже, нас снова ждёт семейный сюжет — воссоединение дочери со своей эксцентричной матерью-актрисой. Отдельный подарок для русскоязычного зрителя — саундтрек. Музыку к фильму написал наш Алексей Айги.

«Идеальный кандидат» (The Perfect Candidate), Хайфа Аль-Мансур

Хайфа Аль-Мансур, AFP

Первый фильм, снятый при поддержке нового киносоюза арабского королевства. Первая, кажется, феминистская картина в истории Саудовской Аравии и одна из всего лишь двух женских картин в конкурсе. С точки зрения жанра ленту анонсируют как трагикомедию. Главная героиня — врач, собирающаяся участвовать в муниципальных выборах (sic!) и сталкивающаяся с противодействием консервативного большинства: женщина в политике? Свят-свят-свят.

«О бесконечности» (Om det oändliga), Рой Андерссон

Кадр из фильма х/ф «О бесконечности», реж. Р. Андерссон, 2019 г.

Обладатель «Золотого льва» за «Голубя, который сидел на ветке, размышляя о бытии» возвращается на Лидо с новым фильмом, представляющим из себя, судя по всему, собственно, размышление о бытии. Нам обещают прогулку чуть ли не за руку по грёзам рассказчика и реальным историческим событиям. Вдохновлено всё это сказками «Тысячи и одной ночи». Войны и влюблённости, смерти и расставания, XX и XXI века будут зашиты в единое полотно, с щадящим, нельзя не отметить, хронометражем в 73 минуты.

«Осиная сеть» (Wasp Network), Оливье Ассайас

Hollywood Reporter

Политический триллер в духе Марио Варгаса Льосы о пяти кубинских заключённых, брошенных в тюрьму Соединёнными Штатами по обвинению в шпионаже и убийстве.
Испаноязычный сет в актёрском составе: Пенелопа Крус, Ана де Армас и Гаэль Гарсиа Берналь.

«Брачная история» (Marriage Story), Ноа Баумбак

Кадр из фильма х/ф «Брачная история», реж. Н. Баумбак, 2019 г.

Ещё одна трагикомедия, интригующая, опять же, прежде всего актёрским составом: Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер будут весь фильм разводиться, Лора Дерн, судя по всему, — как-то участвовать в этом непростом процессе.

«Почётный гость» (Guest of Honour), Атом Эгоян

Кадр из фильма х/ф «Почётный гость», реж. А. Эгоян, 2019 г.

Атом Эгоян — главный, пожалуй, египетский режиссёр поколения, многократный участник Каннского, Венецианского и даже Московского кинофестивалей. Его новый фильм — это снова какая уже по счёту семейная история в конкурсе. Отец — продовольственный ревизор, дочь — школьная учительница, оказавшаяся в заключении после конфликта с одним из учеников. Папа хочет вытащить её из тюрьмы. Она почему-то отказывается. Мужские комплексы встречаются с женской гордостью.

«К звёздам» (Ad Astra), Джеймс Грей

Инженер армейского корпуса (Брэд Питт) отправляется в путешествие по галактике без, так сказать, обратного билета, чтобы найти отца, который пропал в космосе более 20 лет назад. «К звёздам» — это, к гадалке не ходи, будущий оскаровский фаворит, одновременно интригующий и пугающий. Интригует понятно почему: Джеймс Грей, режиссёр экстраординарный, автор великих «Любовников» и «Хозяев ночи», впервые получает такой бюджет. Пугает проект примерно по тем же причинам: слишком уж часто в таких случаях бюджет побеждает авторское начало. Не хотелось бы, чтобы Грей повторил путь Кристофера Нолана, хотя больше всего по трейлеру «К звёздам» похож именно на «Интерстеллар».

«Поместье» (A Herdade), Тьягу Гедеш

История Португалии на примере одного поместья. По описанию фильм напоминает нечто среднее между прошлогодними хитами Венеции: «Ромой» Альфонсо Куарона и «Нашим временем» Карлоса Рейгадаса. Ничего не видя, рискнём поставить на призы. Кажется, именно такое кино может пленить Лукресию Мартель, да и самому режиссёру, Тьягу Гедешу, пора переходить в высшую лигу.

«Мировая слава» (Gloria Mundi), Робер Гедигян

Кадр из фильма х/ф «Мировая слава», реж. Р. Гедигян, 2019 г.

Французский Кен Лоуч (по убеждениям, но не таланту) Робер Гедигян продолжает в меру сил биться за мировой пролетариат. Его новый фильм даже сюжетно перекликается с лоучевским «Извините, мы вас не застали»: один из главных героев — водитель, его супруга занимается сетевым маркетингом, у них только что родился ребёнок. Денег нет, таксисты избивают мужчину, увидев в нём конкурента. Далее, боимся, нас ждут довольно невыносимые 106 минут борьбы героев за свои права, но мы выдержим и поделимся подробностями.

«В ожидании варваров» (Waiting for the Barbarians), Сиро Герра

Кадр из фильма х/ф «В ожидании варваров», реж. С. Герра, 2019 г.

А вот это уже любопытно. Колумбиец Сиро Герра экранизирует культовый роман нобелевского лауреата Джозефа Кутзее — образцовый фантастический и политический триллер, ранее перенесённый на сцену в качестве одноимённой оперы Филиппа Гласса. «В ожидании варваров» — история сомнений магистрата маленького колониального городка в законности империализма, включённая во все возможные списки лучших книг ХХ века. В главных ролях — Джонни Депп и Роберт Паттинсон. Вау!

«Эма» (Ema), Пабло Ларраин

Кадр из фильма х/ф «Эма», реж. П. Ларраин, 2019 г.

Ещё один скрытый фаворит конкурса. Автор замечательного портрета Жаклин Кеннеди «Джеки» и обладатель гран-при жюри Берлинале за «Клуб» Ларраин берётся за историю неудачного усыновления. В ролях родителей — Мариана Ди Джироламо и снова Гаэль Гарсиа Берналь, обретающий, похоже, на пятом десятке вторую молодость.

«Субботний роман» (Lan xin da ju yuan), Лу Йе

Кадр из фильма х/ф «Субботний роман», реж. Л. Йе, 2019 г.

Обладатель каннской награды за сценарий к фильму «Весенняя лихорадка» едет на Лидо с дивным, судя по всему, красоты триллером про разведчиков, шпионов и актрису. Главная героиня узнаёт о предстоящем нападении на Пёрл-Харбор, но вместе с информацией получает ворох проблем по заветам Шефа из «Бриллиантовой руки»: «Как говорил один мой знакомый, покойник, я слишком много знал».

«Мартин Иден» (Martin Eden), Пьетро Марчелло

Ещё одна потенциально любопытная экранизация. Итальянец Пьетро Марчелло. сделавший себе имя как документалист, в пятый раз в истории кинематографа переносит на экран самый личный роман Джека Лондона. Мы знаем, о чём речь, знаем, чем всё закончится, и готовы утопить в слезах Дворец кино.

«Мафия уже не та» (La mafia non è più quella di una volta), Франко Мареско

Кадр из фильма х/ф «Мафия уже не та», реж. Ф. Мареско, 2019 г.

Документальный фильм о неаполитанских разбойниках, отсылающий к террористической атаке сицилийской мафии в Капачи в 1992 году.

«Крашеная птица» (The Painted Bird), Вацлав Мархоул

Сентиментальное путешествие еврейского мальчика по Восточной Европе в поисках безопасного места во время Второй мировой. Копродукция Чехии, Словакии и Украины. В одной из главных ролей — Стеллан Скарсгард.

«Мэр района Санита» (Il sindaco del Rione Sanità), Марио Мартоне

La Repubblica Napoli

Немного итальянской квоты. «Мэр района Санита» — знаменитая (скорее, правда, на родине) пьеса любимого неаполитанского комедиографа Эдуардо Де Филиппо о своём добром приятеле Барракано — ушлом управленце, который порой кажется чуть ли не мафиозным боссом, но всё равно остаётся симпатягой. Не очень понятно, зачем рассказывать эту историю всему миру, но Венецианский кинофестиваль без проходных итальянских фильмов не был бы самим собой.

«Молочный зуб» (Babyteeth), Шеннон Мёрфи

Кадр из х/ф «Молочный зуб», реж. Ш. Мёрфи, 2019 г.

Полнометражный дебют «золотой девочки», если так можно выразиться, австралийского кино. Синопсис под стать образу режиссёра: нездоровая девочка-тинейджер влюбляется в юного наркоторговца с говорящим именем Моисей. Похоже на инди-кино, созданное будто для «Санденса», но пришедшее из другой части света.

«Джокер» (Joker), Тодд Филлипс

Судя по всему, самая ажиотажная премьера фестиваля. Первый супергеройский фильм в конкурсе смотра «большой тройки». История главного злодея DC до того, как он встретился с Бэтменом. А ещё здесь Роберт Де Ниро подыгрывает Хоакину Фениксу, готовящемуся, похоже, забрать второй в карьере Кубок Вольпи.

«Дело Дрейфуса» (J’accuse), Роман Полански

Кадр из х/ф «Дело Дрейфуса», реж. Р. Полански, 2019 г.

Новая картина проклятого, но не забытого Романа Полански, повествующая, как несложно догадаться, о резонансном процессе над французским офицером Альфредом Дрейфусом, обвинённом в шпионаже в пользу Германской империи и оправданном спустя десять лет после приговора. «J’accuse» из оригинального названия — это знаменитое «Я обвиняю!» из письма Эмиля Золя, с которого и началась реабилитация военного. В роли Дрейфуса — Луи Гаррель.

«Прачечная» (The Laundromat), Стивен Содерберг

www.magazine-hd.com

Одна из самых громких предстоящих премьер Netflix. Стивен Содерберг берётся за «Панамское досье», в котором, как мы помним, и России место нашлось. В ролях, умереть не встать: Мэрил Стрип, Гари Олдман, Антонио Бандерас, Мелисса Рауш, Дэвид Швиммер и многие-многие другие.

«Дом на Вишнёвой улице» (No.7 Cherry Lane), Юньфань

Анимированная история любовного треугольника между преподавателем английской литературы, девушкой, которую он обучает, и её матерью. Скорее всего, это далеко не всё, но других подробностей у нас пока нет.

Пять важнейших премьер за пределами главного конкурса:

«Молодой папа»: второй сезон (The Young Pope 2), Паоло Соррентино

IndieWire

Продолжение культового сериала, теперь с Джоном Малковичем.

«Сиберг» (Seberg), Бенедикт Эндрюс

Политический триллер — тире — байопик о звезде «На последнем дыхании» и активистке Джин Сиберг, за которой в 60-х устроило слежку ФБР. В роли Сиберг — Кристен Стюарт.

«Государственные похороны», Сергей Лозница

Монтажный фильм постоянного участника фестивалей класса «А», составленный из съёмок похорон Иосифа Сталина.

«Необратимость: инверсивная версия» (Irréversible — Inversion intégrale), Гаспар Ноэ

Кадр из фильма «Необратимость», реж. Г. Ноэ, 2003 г.

Загадочная «интегральная и инверсивная» версия культового фильма. Судя по всему, в Венеции все сцены будут показаны в хронологической последовательности, отчего остроумные синефилы уже переименовали ленту в «Обратимость».

«Преступный человек», Дмитрий Мамулия

Seance.ru

Единственный, не считая «Калины красной» в секции «Классика», русский фильм в программе Венецианского кинофестиваля. Режиссёр, культуролог, философ и художественный руководитель Московской школы нового кино Мамулия не снимал девять лет. Новая картина вдохновлена прозой Достоевского, и пока это всё, что о ней известно.