Вторую неделю в прокате — фильм Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар». Выходец из буржуазной среды, увлёкшийся идеями маоизма, кинокритик, ставший лидером французской «новой волны», он создавал картины, вдохновлённые работами импрессионистов и творчеством Дзиги Вертова. Елена Строганова подготовила гид «для начинающих» по фильмам Годара — краткий путеводитель по творчеству и помощник в интерпретации картины Хазанавичуса.
«На последнем дыхании», 1960 г.
Мишель Пуакар (Жан-Поль Бельмондо) — мошенник и случайный убийца. Он носит шляпу, как у Хамфри Богарта, и постоянно проводит большим пальцем по верхней губе, подражая своему американскому кумиру. Фильм-манифест французской новой волны, ознаменовавший в кинематографе стремление передать на экране «живую жизнь»: настоящих людей с их проблемами, сомнениями, мыслями. «Новая волна» стала альтернативой традиционному кинематографу тех лет, застрявшему в постановке масштабных дорогостоящих исторических драм и экранизаций с устаревшей тематикой и стилистикой. Отсюда в фильмах «новой волны» и эффектные кадры Парижа, и долгие философские разговоры в модных кафе, и очаровательность героев-бунтарей.
«Жить своей жизнью», 1962 г.
История в двенадцати эпизодах, разворачивающихся в кафе, магазине и на улицах Парижа. Нана, молодая продавщица грампластинок, мечтает стать актрисой, но становится проституткой. Годар рассуждает о невозможности понимания «другого» и значении выбора в жизни человека. Именно с этой ленты началась слава скромной актрисы из Дании — Ханне Карен Байер, которой Годар придумал красивый псевдоним — Анна Карина. Девушка стала музой режиссёра, его женой и одной из главных героинь «новой волны».
«Презрение», 1963 г.
На Капри — съёмки масштабного фильма по мотивам древнегреческих трагедий. Продюсер пытается давить на режиссёра и сценариста, чтобы фильм получился зрелищным и прибыльным, а создатели хотят сделать глубокое авторское высказывание. В общем, классическая схема, в том числе, и для самого Годара, презиравшего компромиссы, предательство идеалов, уступки в творчестве и личной жизни.
«Банда аутсайдеров», 1964 г.
Одиль (Анна Карина) знакомится на курсах английского языка с двумя молодыми людьми. Они увлекают её в беззаботную жизнь и убеждают совершить ограбление. Фильм со временем растащили на цитаты. Самая знаменитая получилась у Бернардо Бертолуччи: забег через Лувр повторяют герои фильма «Мечтатели». Кстати, у самого Годара с Бертолуччи были непростые отношения. Режиссёры постоянно спорили и не соглашались по большинству творческих вопросов. В частности, Годар считал, что его итальянский коллега уделяет недостаточно времени борьбе с индивидуализмом и капитализмом.
«Безумный Пьеро», 1965 г.
Самый визуально эмоциональный и коммерчески успешный фильм Годара. Герои сбегают на необитаемый остров, где надеются спастись от своих проблем, но свобода оборачивается иллюзией. Существует байка, что у фильма не было сценария, и все сцены и диалоги — это импровизация создателей. Слух, точно характеризующий атмосферу фильма, к которой стремился Годар, — спонтанность, лёгкость, свобода и мимолётность момента. Как говорил режиссёр: «Фильм похож на случайность, но ту, которая контролировалась и управлялась».
Цветовое решение кадра выдержано в духе поп-арта, смешение жанров — от детектива до мелодрамы, поющий Жан-Поль Бельмондо, эффектная Анна Карина, живопись Матисса и Пикассо в кадре, манящие виды Лазурного побережья — что ещё нужно для культового фильма?
«Две или три вещи, которые я знаю о ней», 1966 г.
Поворотный фильм в творчестве Годара, он сделан на стыке документального и игрового кино. Молодая жена вынуждена в тайне от мужа заняться проституцией, чтобы прокормить семью. В главных ролях Марина Влади и Париж конца 60-х, его быт, жители, атмосфера. После этой картины Годар окончательно отходит от сюжета, увлекается различными политическими идеями и двигается в сторону радикальных решений и приёмов киноязыка.
«Встреча с Вуди Алленом», 1986 г.
В 1985 году Годар едет в Нью-Йорк, чтобы снять короткометражный фильм-беседу с Вуди Алленом. Два совершенно разных режиссёра в одной комнате рассуждают о сценарии, фабуле, монтаже, актёрах и природе кино, не достигая консенсуса ни в одном из вопросов.
«Фильм-Социализм», 2010 г.
Действие разворачивается на круизном лайнере, куда режиссёр помещает московского милиционера, военного преступника, французского философа, американскую певицу, посла Палестины и бывшего двойного агента. Герои причудливо взаимодействуют, сыплют цитатами из работ современных философов, рассуждают на тему истории, случайных обстоятельств, смерти и жизни.
Фильм — визуальное и текстовое полотно, в котором невозможно найти ни означаемое, ни означающее, который невозможно расшифровать и перевести. И в этом заключалась задача Годара — создать принципиально новое кино, отказывающееся от нарратива и других признаков литературы и классического кинематографа.
«Прощай, речь», 2014 г.
Когда после выхода «Фильма-Социализма» 80-летнего Годара спрашивали, о чём будет его следующая работа, он рассказывал, что создаёт картину о супружеской паре, которая больше не разговаривает друг с другом, они выгуливают своего пса, и однажды тот не выдерживает и заговаривает с хозяевами. Еще один фильм-манифест нового кинематографа по Годару, где нет места линейному сюжету, конкретному жанру и классическим героям, зато много размышлений о кино, о его форме и будущем.