29.01.2018

Александр Невзоров о фильме «Криминальное чтиво»

Александр Невзоров
автор
Александр Невзоров

Александр Невзоров в проекте «Искусство лгать» рассказывает о фильмах из коллекции Кино ТВ. Сегодня в программе — «Криминальное чтиво». 

До сих пор, как за кометой, тащится хвост раскалённых газов, пыли, пепла и диффузных молекул, точно так же за этим фильмом до сих пор тащится хвост чего-то совершенно удивительного и уникального.

А в чём, собственно говоря, причина? Причина в том, что преступником является в принципе каждый человек. Просто по праву рождения и по причине своего рождения. 


Если вы даже двадцать лет занимаетесь паршивым пианино, у вас всё равно вытянутся пальчики. И вы приобретёте характерную пластику этих рук. А когда на протяжении трёх миллионов лет человек формировался именно как такое существо, как существо, у которого в основе своей лежала похоть, агрессия, жестокость и вороватость. Никакие другие качества в том существе востребованны быть не могли. 

Никакое благородство,  снисхождение, эмпатия не помогали выживать. Помогали выживать только перечисленные мною свойства. И вот, на протяжении 3-х миллионов или 4-х миллионов лет, это существо формировалось как преступник.

Глупо думать, что с наступлением каких-то социально-культурных изменений это существо могло кардинальным образом измениться. Да, поведенчески сейчас оно другое. Но его мозг формировался в ту волшебную эпоху, когда он мог быть тем, кем хотел быть. И вот эта мечта, воплощенная в «Криминальном чтиве», мечта быть преступником без проблем, быть преступником легко, не оглядываться, не свистят ли там менты из подворотни, не думать об уголовных, блин, кодексах, обо всей это белиберде. Когда преступником быть красиво, уютно, комфортно, под апплодисменты. И когда преступление — это очень красивая штука, которая единственно и прокладывает дорогу среди всех тех, кто избрал для себя в этом мире роль овцы.

Ну и конечно Тарантино не мог всё это не приправить особым стёбом. Стёб заключается в том, что вот-вот, близка черта совести-раскаяний. Но всё это таким глумливым языком, с такой ухмылкой рассказывается, что понятно, что это ещё один плевок в сторону религии, морали, совести. Ведь поверить в то, что Тарантино может быть хорошим, может только полный идиот.

Сильнейшая штука. И удивительно точный антропологический портрет человека как вида в целом. Герои «Криминального чтива» являют собой уникальное, великолепное зрелище. Суперобразцы!