02.03.2019

Белые столбы-2019. Подъём-переворот

Светлана Семенчук
автор
Светлана Семенчук

С 25 февраля по 2 марта в Подмосковье проходил XXII фестиваль архивного кино «Белые столбы» — уникальный смотр, представляющий вниманию зрителей редчайшие картины из коллекции Госфильмофонда России, отреставрированные фильмы и архивные находки. О фестивале по просьбе Кино ТВ пишет киновед Светлана Семенчук. 

После перерыва в один год, серии скандалов вокруг Госфильмофонда, смены руководства и невосполнимых потерь команда фестиваля, состоящая из ведущих российских архивистов и киноведов, собрала обширную программу, гармонично сочетающую в себе мировую классику («Осенняя соната» Ингмара Бергмана, «Пять лёгких пьес» Боба Рейфелсона, «Истина» Анри-Жоржа Клузо) и невиданные редкости («Сёстры» Михаила Литвякова и Геннадия Карюка, «Блестящий вальс Шопена» Макса Офюльса, «Разбойничья симфония» Фридриха Фейера).

«Пять лёгких пьес», 1970

Ключевое событие «Белых столбов-2019» — показ отреставрированной копии фильма Фридриха Эрмлера «Обломок империи» (1929). Каноническая версия картины о рождении нового — советского человека, которую знают киноведы и ценители советского кинематографа, всё это время была неполной. Благодаря длительной и трудоёмкой работе архивистов удалось восстановить авторский вариант. Хронометраж «Обломка империи» увеличился на пять минут, и в этих пяти минутах кадры, значительно влияющие на восприятие фильма. Новая версия фильма только подтверждает часто повторяемый сотрудниками Госфильмофонда тезис об актуальности восстановления фильмов: возвращённые на свои места кадры придали фильму Эрмлера социальной остроты — на первый план в картине вышел мотив тотальной победы войны над верой. Реставрация исходной версии сделала возможным показ шедевра немого советского кино с музыкальным сопровождением оркестра, играющего по оригинальной партитуре, написанной специально для этого фильма.

«Обломок империи», 1929

Одна из примечательных архивных находок в программе этого года — «Псиша, танцовщица Екатерины Великой» (1922) Николая Маликова. По сюжету прима императорского балета в Петербурге, бывшая некогда артисткой крепостного театра, томится от любви к своему жениху и партнёру по танцам. Вернувшись в имение звездой, Псиша решает во что бы то ни стало освободить возлюбленного от крепостной зависимости. Российская премьера фильма состоялась благодаря рочестерскому киноархиву музея Джорджа Истмена и системе обмена фильмами Международной федерацией киноархивов (FIAF). Тема русского кинематографа в эмиграции пополнилась новым неисследованным материалом. В «Псише» сочетаются мастерство русской школы (главную роль исполняет Ольга Гзовская, а капризного и деспотичного помещика играет Михаил Тарханов), влияние немецкого экспрессионизма и тоска русского эмигранта по красивой сказке, где милость царицы может даровать абсолютное счастье вопреки законам мироустройства.

Программа «Шестидесятые» составлена с прицелом на осмысление полувековой дистанции, моральных вопросов, задаваемых кинематографом того времени, а также их подчеркнутой неразрешимости. «Случай из следственной практики» (1968) Леонида Аграновича задаёт тон всей программе. В этом фильме молодая женщина-следователь пытается разобраться в запутанном деле об убийстве десятилетней давности, последовательно допрашивая всех участников преступления, параллельно пытаясь понять, заслуживают ли они наказания и справедлив ли закон, из-за которого жизни людей окажутся разрушенными. Неожиданная развязка расследования не облегчает ретроспективных терзаний совести и лишь множит сомнения главной героини фильма. От почти документальной манеры Аграновича через условно-личное в «Трёх днях Виктора Чернышёва» (М. Осепьян) и «Личной жизни Кузяева Валентина» (И. Масленников) к предельно условным «Монете» (А. Алов, В. Наумов) и «Каменному гостю» (В. Гориккер) — «Шестидесятые» в десятке фильмов раскрывают отчаянное многоцветье форм предзастойного кинематографа.

Просмотровый зал. Фото: stolby.com

Ставшая традиционной на последних нескольких фестивалях программа «Студенческие работы» в этом году представлена дипломными картинами Георгия Шенгелая и Александра Рехвиашвили («Алавердоба», 1962), Александра Антипенко, в непростые времена сумевшего защититься советским «механическим балетом», который бросил вызов запретам на формализм («Сегодня — каждый день», 1965), курсовой работой Андрея Хржановского и Валентина Курманова («Новый знак», 1963), знаменательной в том числе и первой работой в кино композитора Геннадия Гладкова, и многими другими. Почти все фильмы программы были представлены авторами, ставшими почётными гостями фестиваля.

Значение «Белых столбов» для культуры неоспоримо, однако помимо этого смотр парадоксально становится действительно актуальным и даже злободневным. Он направляет зрителя в русло размышлений о поиске ориентиров и бережном отношении к исторической памяти. Не самый известный отечественный фестиваль, интересный в первую очередь для киноведов, вскрывает глубинные проблемы и переворачивает, казалось бы, намертво зацементированные догмы истории и теории кино.

Лариса Малюкова

На церемонии закрытия традиционно вручили призы за вклад в отечественное киноведение: историку кино Николаю Изволову и кинокритику Ларисе Малюковой. Новый приз за лучший просветительский проект о кино получил Максим Павлов, а призом имени В. Ю. Дмитриева за вклад в развитие архивного дела и помощь в пополнении коллекции Госфильмонда в этом году был награждён Владимир Опела — почётный директор Национального архива в Праге.

Фильмы фестиваля можно будет увидеть в московском кинотеатре «Иллюзион» в рамках «Эха “Белых столбов”». Специальный показ «Обломка империи» состоится в кинотеатре «Космос». Организаторами фестиваля также планируется проведение серии показов в Санкт-Петербурге.