27.02.2017

Берлинский кинофестиваль. Итоги

Кино ТВ
Кино ТВ
Автор статьи

Если бы фестивали большой тройки были братьями из русских сказок — Берлинским, конечно, звали бы младшего. И дело не в формальном возрасте, хотя немецкий киносмотр и родился через пять лет после Каннского и на 19 лет позже Венецианского. Дело в характере: он проходит в холодном феврале, а не летом на Средиземноморье, практически лишён голливудских премьер и суперзвёзд, не так богат, не так гламурен. Его сила в другом: в свежих идеях, нестандартных решениях и… честности.

Уже первое публичное решение организаторов было невероятно удачным — председателем жюри объявлен Пол Верховен. Автор «Elle» — одного из главных фильмов 2016-го, режиссёр, которого ценят и критики, и профессионалы, и широкий зритель. При этом мужчина с безупречным вкусом и достаточной смелостью. В общем, идеальный судья.

Пол Верховен, председатель жюри Берлинале: «Мы увидим много фильмов, которые отличаются, которые, я надеюсь, будут противоречивыми, чтобы мы в жюри долго спорили, сохраняя уважение друг к другу. Я надеюсь на разнообразие и чистый энтузиазм: вот чего я жду больше всего».

На бумаге программа фестиваля ожиданиям Верховена удовлетворяла полностью. С мэтрами (Аки Каурисмяки, Стенли Туччи, Салли Поттер) соседствовали дебютант Йозеф Хадер и документалист Андреас Вейель. География претендентов на «Золотого медведя» включала в себя Северную и Южную Америки, Западную и Восточную Европы, Дальний и Ближний Восток. Нам, конечно, не хватало России, но одним из самых ярких внеконкурсных показов стала лента Резо Гигинеишвили — уроженца Тбилиси, живущего в Москве. Второго режиссёра на «9 роте» Бондарчука. То есть вполне себе члена отечественной кинематографической семьи. Фильм «Заложники» — собственно, копродукция Грузии, России и Польши. На редкость удачное путешествие коммерческого автора в независимое политическое кино. В основе сюжета — реальная попытка угона советского самолета. Приговор системе. Трагедия государства и человека. И огромный успех у Берлинской публики.

Главным фаворитом конкурсной программы ещё до показов считался великий финн Аки Каурисмяки. Сложно поверить, но один из важнейших режиссёров современности ни разу в жизни не получал главных призов главных фестивалей, ограничиваясь специальными упоминаниями, наградами жюри и кинокритиков. Его «Обратная сторона надежды» — это комедия со слезами на глазах. Её герои строят своё справедливое общество в ресторане: из выпивки, еды, коррупции и меланхолии. И ода, и приговор. И каждому человеку и обществу в целом. Осмысление чуть ли не самого актуального социального явления: разделения на своих и чужих. И пресс-конференция режиссёра стала прямым продолжением фильма.

Аки Каурисмяки, режиссёр: «Послушайте, я не вижу никакой исламизации Европы. Это культурный обмен, который нам необходим».

На церемонию награждения Аки Каурисмяки прибыл не в лучшей форме, а когда жюри объявило приз за режиссуру, отказался выходить на сцену, и медведя любезно вынесли в зал. Он получил одну из главных наград, но опять не главную. У Верховена со товарищи был свой — и очень любопытный — план на вечер.

Пол Верховен, председатель жюри 67-го Берлинского кинофестиваля: «Золотой медведь» за лучший фильм достаётся картине «О теле и душе» Ильдико Эньеди».

Ильдико Эньеди, режиссёр: «Мы хотели показать вам очень простой фильм. Как стакан воды. Это было рискованно. Вся наша команда верила в это, я верила в это, но мы не знали, примет ли это аудитория».

Неожиданное, но ни в коем случае не странное решение. «О теле и душе» оценили все, но мало кто верил, что оценят официальные судьи. Кроме «Золотого медведя» картина получила приз ФИПРЕССИ и награду экуменического жюри. Редкий, практически уникальный случай единодушия судей и критики. Красок триумфу добавляет тот факт, что венгерка Эньеди не снимала полный метр восемнадцать лет, а её предыдущим большим призом была «Золотая камера» аж в 89-м году за дебютную ленту. «О теле и душе» — это история любви на мясокомбинате. Мощная метафора и почти документальная точность одновременно.

Если вынести специальные дипломы от критики за скобки, жюри 67-го Берлинале поддержало фестивальный тренд последних лет «одному фильму — один приз». Награда за лучший сценарий досталась «Фантастической женщине» Себастьяна Лелио, чей предыдущий фильм «Глория» Кино ТВ показало буквально накануне церемонии, лучшая мужская роль — Георг Фридрих за работу в картине «Яркие ночи» берлинского любимца Томаса Арслана. Лучшая женская — южнокорейская актриса Ким Мин-хи, фильм «Ночью один на пляже». Гран-при получила картина «Счастье» французского сенегальца Алена Гоми, а «Медведя» за ленту, открывающую новые перспективы, приняла Агнешка Холланд, режиссёр сериалов «Карточный домик», «Убийство» и «Любовники».

Крайне важные события происходили в Берлине за пределами основного конкурса. Кроме вышеупомянутых «Заложников» здесь показали не менее авторскую, чем у Нолана или Родригеса экранизацию комикса — «Логан», любовную драму «Зови меня своим именем» режиссёра «Большого всплеска» Луки Гауданьино, номинированный на «Оскар» докуменальный фильм «Я не твой негр» Рауля Пека и, конечно, продолжение «На игле 2», которого мы ждали двадцать лет. А ещё короткометражную ленту Дарьи Власовой «Молоко», смонтированную членом команды Кино ТВ — Александром Федосеевым. Младший брат элитарного фестивального семейства продолжает бороться с врагами кинематографа: конъюнктурой, цензурой, равнодушием и кумовством. Они снова побеждены, и сказка продолжается. Это была всего лишь 67-я серия.