Warning: file_get_contents(http://youtube.com/get_video_info?video_id=-_WfL0dQ-Js): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.0 429 Too Many Requests in /var/www/html/wp-content/themes/kinotv/functions/utils.php on line 278
17.11.2017

Боги и горшки

Мария Кувшинова
автор
Мария Кувшинова

В российский  прокат выходят «Мифы» — комедия Александра Молочникова, в которой русский шоу-бизнес представлен как карикатурный древнегреческий Олимп. Мария Кувшинова призывает не доверять бодрому полутораминутному трейлеру.

На маленьком плоту к берегам Москвы-реки причаливает греческий путешественник, в дальнейшем просто Грек. Первыми его знакомыми оказываются братья Верники, Вадим и Игорь, которых путешественник, в силу национальной оптики, видит неразлучными Диоскурами, но почему-то приписывает им взаимную ненависть и убийство одного другим (а это из мифа другого народа). В том же духе, вольно трактуя «Мифы и легенды древней Греции», он сравнивает с античными богами всех, кого, благодаря знакомству с Верниками, в тот же вечер видит на московском благотворительном аукционе: Ксению Собчак, Фёдора Бондарчука, Ивана Урганта, влиятельного чиновника мэрии (Милош Бикович), его тёщу-депутата (Ирина Розанова) и двух её дочерей (обеих сыграла Паулина Андреева), а также многих, многих и многих других людей, хорошо знакомых зрителю, но совершенно незнакомых пришельцу. В дальнейшем Грек узнает многих из них получше, одну из молодых женщин полюбит, попадёт на телевидение и попытается оказывать москвичам консалтинговые услуги, рассматривая их частные ситуации в мифологическом контексте.

Хотя кинематографический дебют 25-летнего Александра Молочникова, актёра (сериал «Пушкин», фильм «Холодный фронт») и режиссёра, подающего большие надежды в театре, с треском провалился в конкурсе «Кинотавра», трейлер картины был составлен ловко и обещал многое: Ивана Урганта в нём обвиняли в том, что он не может перестать шутить ни на секунду, Сергей Безруков рыдал от того, что ему некого больше играть (уже сыграл всех, включая жену великого Бетховена и воду), а к Бондарчуку приезжал бандит из 1990-х (Максим Суханов), требуя вернуть деньги, некогда выданные на съёмки клипа «Посмотри в глаза»; к выходу фильма в интернете появилась новая версия знаменитой песни Натальи Ветлицкой в кавер-версии Паулины Андреевой и Басты.

Бомбардировка известными именами и правильными рекламными ходами должны была принести свои плоды, но промо продолжилось в странном ключе, заставляя насторожиться: в первый же день проката в одном из анонимных телеграм-каналов появилось видео «избиения» режиссёра Молочникова продюсером Бондарчуком — якобы по причине плохих сборов. Для шутки — слишком плоско и грубо, но увы — таким же получился и весь фильм, исходная идея которого на самом деле совсем неплоха: показать московскую тусовку через оптику незнакомца, никогда не попадавшего под магию местного телеэкрана; «Простодушный» Вольтера в декорациях Москоу-Сити. Показать чиновника, коррупционера и дикаря, желающего прослыть театралом и меценатом, в образе которого очевидно есть что-то от Капкова и Ликсутова; показать женщину-депутата, мечтающую всё запретить и налагающую вето на любые разговоры о «физиологии», которые пытается завести влюблённый в неё охранник (та же самая коллизия, которая так и просится на экран, гораздо лучше была разыграна в «Интимных местах» Алексея Чупова и Наташи Меркуловой). Показать помешательство на деньгах, беге, диетах и лекциях, провинциальность и неоправданные амбиции (Верник мечтает подкатить к Анджелине Джоли). Показать торжество урбанизма, которое достигается при помощи рабского труда (люди в светоотражающих оранжевых жилетах ненадолго появляются в кадре). Снять развёрнутую версию ролика «Мос-ква Лэнд», пародии на «Ла-Ла Ленд», сделанной в шоу того же Ивана Урганта. Но ничего из задуманного воплотить не удалось, несмотря даже на то, что «Мифы» — это тоже мюзикл (хотя трейлер этот факт успешно скрывает), и у многих персонажей есть собственные арии.

Возможно, авторы действительно воображали себя авторами русского «Ла-Ла Ленда», у которых история любви разворачивается на фоне города грёз и кошмаров, но тексты с рифмами вроде «Бродский-уродский» и «метро-ситро» на музыку Игоря Вдовина вряд ли захочется переслушать или заучить — они и в первый раз переживаются довольно мучительно. На уровне «метро-ситро» удерживаются и диалоги, и драматургия, а чувство юмора, и даже многообещающие шутки из трейлера, возвращаясь в контекст картины, перестают быть смешными.

По фильму хорошо заметно, что делавшие его люди получали большое удовольствие от работы (так и видишь, как они, заливаясь дружным смехом, вставляют в диалоги «онлайн-скворечник» или «счётчик для воды на Москва-реке» или иронически подмигивают друг другу, придумывая «метро-ситро»), но очевидно, что ни на одной из стадий производства у проекта не было никакой редактуры. Никого, кто сказал бы «это плохо», или «а это вообще для кого?» Полная свобода самовыражения, предоставленная хорошим людям независимой продюсерской компанией «Hype» («Холодный фронт», «Ученик», «Блокбастер», «Осколки»), которая специализируется как раз на предоставлении возможностей хорошим людям. Но дело не только в условном профессионализме создателей: русский шоу-бизнес сам по себе так скуден, мал и убог, что в нём не наберётся материала на мифотворчество даже в хронометраже полтора часа — хватает максимум на один бодрый трейлер.