19.07.2019

Что смотреть на фестивале Strelka Film Festival by Okko

Анастасия Нарушевич
автор
Анастасия Нарушевич

19 июля во дворе института «Стрелка» откроется четвёртый фестиваль Strelka Film Festival by Okko — кураторская выжимка Стаса Тыркина из ведущих киносмотров, от Канн до «Кинотавра». В программе: фильмы, которые либо ещё не вышли в российский прокат, либо никогда в нём и не окажутся. Анастасия Нарушевич подготовила гид по программе, а Кино ТВ выставил субъективные проценты «необходимости просмотра».

«Озеро диких гусей», Дяо Инань
Участник главного конкурса Каннского кинофестиваля

Необходимость просмотра: 90%

Криминальная нуар-драма, первый за пять лет фильм обладателя «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля Дяо Инаня. Режиссёр снова работает с криминальным наследием своей страны, так называемыми «их» девяностыми, и снова срывает банк. «Озеро диких гусей» — невероятно эффектная история с погонями, драками, перестрелками, убийством зонтиком (на века) и минетом в лодке (на десятилетия).

«Портрет девушки в огне», Селин Скьямма
Приз за лучший сценарий Каннского кинофестиваля

Необходимость просмотра: 80%

Новая работа Селин Скьяммы не только получила приз за лучший сценарий в Каннах, но и забрала «Квир-пальму», на которую в числе прочих номинировали «Дылду» Кантемира Балагова. Главную роль режиссёр отдала Адель Энель (cвоей бывшей гёрлфренд), а в качестве места действия выбрала побережье Бретани. Молодая художница Марианна получает заказ на новый портрет, ей предстоит написать девушку Элоизу, которая против воли вернулась из монастыря и по настоянию родителей готовится к свадьбе. Вскоре между ними возникают чувства, неприемлемые обществом XVIII века. Откровенный протест против устоев, начатый Скьяммой ещё в «Водяных линиях» всё с той же Энель в главной роли, находит выражение в новых, более сложных декорациях.

«Прекращение», Лав Диас
Участник программы «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля

Необходимость просмотра: 70%

Фильм с щадящим для Диаса хронометражем в пять часов. Филиппинец снова обратился к истории своей страны, на этот раз представив антиутопическое будущее Манилы в 2034 году. Наполовину уничтоженный после массовой эпидемии и извержения вулкана город погружён в анархию. Пока у власти стоят откровенные психопаты, а полицейских заменяют патрули дронов, граждане вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни, которые отнюдь не располагают к мирному сосуществованию. «Прекращение» — может быть, не лучшая работа Диаса, но никакой другой возможности увидеть это кино на большом экране у вас всё равно, скорее всего, не будет.

«Вивариум», Лоркан Финнеган
Участник «Недели критики» Каннского кинофестиваля

Необходимость просмотра: 60%

Второй полный метр ирландца Лоркана Финнегана наследует лучшие традиции малобюджетного сай-фай хоррора за счёт не только минималистичного изображения и мрачности, но и чётко выстроенного сценария и саспенса, в котором живут главные герои. В поиске подходящего дома молодая пара, Джемма и Том, решают обратиться к риелтору, чтобы он помог им определиться с выбором. Но поиск жилья оборачивается настоящим кошмаром, а жилплощадь, куда они заезжают, оказывается лабиринтом, который в буквальном смысле не выпускает их на свободу. Предсказуемая удача фильма — дуэт Имоджен Путс и Джесси Айзенберга. Причём если он продолжает пребывать в вечном амплуа нервного американца, то для неё эта роль стала одной из лучших в карьере.

«Извините, мы вас не застали», Кен Лоуч
Участник главного конкурса Каннского кинофестиваля

Необходимость просмотра: 60%

Новая социальная драма от живого классика британского кино Кена Лоуча показывает жизнь одной провинциальной семьи, глава которой пытается заработать денег курьерской доставкой, чтобы оплатить ипотеку и прокормить жену и детей. В результате название картины «Извините, мы вас не застали» обыгрывает не только стандартную почтовую формулировку для адресатов, которые не получили своего, но и отражает основной конфликт между постоянной необходимостью приносить доход и желанием проводить время дома со своими родными. Критика капитализма, сочувствие рабочему классу, протест против разделения людей на «маленьких» и «больших»: Лоуч не говорит ничего из того, что уже сто раз бы не повторил в предыдущих работах, но такое кино, как он (и так, как он), больше, увы, никто не снимает.

«Гив ми либерти», Кирилл Михановский
Участник «Санденса» и программы «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля

Необходимость просмотра: 40% (просто потому, что совсем скоро прокат)

Лучший за долгие годы фильм о русских эмигрантах в Америке, благо его режиссёр — сам один из них. Действие фильма происходит в один день, герои — пассажиры микроавтобуса по дороге на поминки усопшей старушки. Трём поколениям одной семьи предстоит решить давние конфликты, признаться друг другу в любви и восстановить утраченное понимание.

«Yesterday», Дэнни Бойл
Участник кинофестиваля в Трайбеке (Нью-Йорк)

Необходимость просмотра: 30%

После скандала вокруг юбилейной бондианы Дэнни Бойл возвращается на большой экран с неожиданной музыкальной комедией. Главный герой Джек проводит вечера в пабах и играет каверы на популярных музыкантов. Однажды он попадает в аварию, а, очнувшись, обнаруживает себя в мире, где никогда не существовало The Beatles, то есть теперь он один, кабацкий запевала, и помнит хиты ливерпульской четвёрки. Джек быстро присваивает себе их песни, становится суперзвездой, но вместе со славой получает и все побочные эффекты славы. Увы, с трудностями после лихой завязки сталкивается не только персонаж, но и весь фильм. Насколько мы были заинтригованы описанием «Yesterday», настолько же разочарованы результатом.

«Давай разведёмся!», Анна Пармас
Награды за лучший дебют, лучший сценарий и специальный приз зрительских симпатий от Kinopoisk фестиваля «Кинотавр»

Необходимость просмотра: 30% (лишь потому, что скоро прокат)

Самостоятельный полнометражный дебют постоянного соавтора Авдотьи Смирновой и режиссёра лучших клипов группировки «Ленинград». Героиня Анны Михалковой в один день узнаёт об измене мужа, а тот вместо раскаяния собирает вещи и уходит жить к любовнице. Схема не нова, но Пармас обыгрывает эту ситуацию так, что никто из её участников не выглядит отрицательным героем или законченным негодяем. «Давай разведёмся!» — история о поиске любви к самому себе и личного счастья, которое человек не сможет устроить до тех пор, пока будет полагаться только на других людей.

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», Ксавье Долан
Участник кинофестиваля в Торонто

Необходимость просмотра: 15%

Впервые представленный на фестивале в Торонто в прошлом году англоязычный дебют Ксавье Долана добрался и до российских экранов. За время, прошедшее с момента окончания съёмок, Кит Харрингтон закончил своей последний дозор в «Игре престолов», Джейкоб Трембле успешно спасся от «Хищника», а Джессика Честейн успела бесследно исчезнуть из финального монтажа картины. Противоречивый на первый взгляд эпистолярный роман между маленьким мальчиком и известным актёром вызывает международный публичный скандал, а смерть того самого Джона Ф. Донована порождает ещё больше спекуляций вокруг этой истории. Впрочем, случай Долана, которого до сих пор воспринимают исключительно в контексте образа «каннского вундеркинда», не менее трагичен, чем судьба его героя, вынужденного скрываться в тени своего образа. Если мы не предупредим вас, что это худшая картина режиссёра, то будем чувствовать себя обманщиками.
Необходимость просмотра: 15%

«Молодой Ахмед», Жан-Пьер и Люк Дарденны
Приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля

Необходимость просмотра: 10%

К призам каннского жюри под председательством Алехандро Гонсалеса Иньярриту у всех были разные вопросы, но один всё-таки общий. «Пальма» за режиссуру братьям Дарденн, снявшим свой худший в карьере фильм, — самое загадочное судейское решение сезона. Теперь подробнее о картине: новая социальная драма братьев показывает стремительную трансформацию тринадцатилетнего мальчика Ахмеда в жестокосердного преступника. Узнав от имама в мечети о грехе и неверности, герой начинает вынашивать план убийства своей школьной учительницы, которую называет безбожницей. Что дальше — смотрите сами, если решите добраться до сеанса.