Дэдпул и вся королевская рать

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На российские экраны выходит сиквел «Дэдпула» — не стесняющего себя ни в чём супергеройского блокбастера с рейтингом R от режиссёра «Джона Уика». Анастасия Сенченко рассказывает, как  в продолжении повысилась планка юмора, жестокости и беззаботности. 

Залог успеха первой части о болтливом наёмнике — отказ от многочисленных клише, скабрёзный юмор, из-за которого возрастной ценз взлетел до небывалых в этой категории 18+, и принципиальное соединение экранного и реального миров. «Дэдпул» первым заговорил на языке своих фанатов и вдохнул жизнь в самый консервативный и предсказуемый жанр. Фильм был по сути пародией, умело обыгрывал штампы из жития героев комиксов. При этом каркас оставался практически в полной сохранности: классический сюжет об обретении способности, перерождении и победе над злодеем. Вывернутый наизнанку сюжет с эффектными флешбэками использовал сложившийся канон, ни на минуту не теряя его из виду, как необходимый трамплин.


Во второй части создатели предусмотрительно не пошли проторенной дорожкой — канон спустя два года и после ряда прочих удачных экспериментов превратился в выжженное поле. Чтобы обеспечить себе новое пространство для манёвра, им пришлось совершить экспансию более масштабную — в общий контекст кинопроизводства, мифопроизводства и массового кино по преимуществу. Стоит признать, что на этом пути они не были первопроходцами, но такую концентрацию уместных и не очень цитат едва ли встретишь в любом другом фильме. Большинство из них — о саморефлексии главного персонажа, а точнее — о ревнивом самоутверждении и переписывании собственной истории. И теперь трамплинами стали все, кто подвернется, от Логана и Агента 007 до Иисуса. Попутно раскрывается вся реальная история появления Дэдпула в кино с отсылкой к явным и неявным его прародителям, список которых выходит далеко за рамки вселенной «Марвел».

Присоединение потенциально необозримого контекста, кажется, очень воодушевило сценаристов. Окончательное слияние миров по ту и по эту сторону экрана привело к тому, что шутки стали куда оригинальнее, плюс ко всему переместились из генитальной области почти в сугубо кинематографическую. Дэвид Литч («Взрывная блондинка», «Джон Уик») добавил несколько фирменных искусных экшн-сцен. Правда, остаётся ощущение, что сюжет после всех нововведений строился по остаточному принципу — вокруг развёрнутых гэгов.


В фильме два главных персонажа, один из которых неубиваем и практически отменяет смерть, а другой перемещается во времени — просто имея эти исходные данные, а вдобавок ещё и постоянное заигрывание с аудиторией, можно смело предположить, что сюжет — скорее условность. Упраздняя всё необратимое, на ходу переписывая реплики, история в итоге отменяет сама себя. Трудно осудить фильм, так мастерски декларирующий собственную бессмысленность, но точно нельзя отказать ему в изобретательности. Поэтому не стоит удивляться, что каждая новая сцена переписывает предыдущую, убийство сначала преподносится как аморальное, но уже через десять минут вдруг становится логичным завершением сцены. «Дэдпул 2» — весёлый праздник произвола.

В первой части Уэйд Уилсон настойчиво повторял, что он не герой, отрицая героичность в её каноническом прочтении — альтруизм, самоотречение, благородство. Во второй части список отрицаний продолжается — брутальность, менторство и сама способность сразить врага. Действительно, Дэдпул становится на редкость феминным — взять хотя бы незабываемый танец в клипе Селин Дион в рамках промокампании сиквела. В самом фильме создатели пошли ещё дальше, включив двусмысленные шутки с участием Колосса и довольно смелые пародии на экранных соблазнительниц. Кроме того, из героя-спасителя он превращается в героя, постоянно спасаемого. Вся королевская рать раз за разом буквально собирает его по частям и вытаскивает из передряг.


При обилии новых персонажей-мутантов самыми злостными злодеями, самыми везучими и, главное, живучими персонажами оказываются люди. Расправляются с ними, кстати, тоже люди. Мутанты в «Дэдпуле», если не заняты самоидентификацией и подачей реплик основному балагуру, зачастую уморительно бесполезны и не живучи.

Но в деталях сиквел всё же лишился главного, что подкупало в первой части, — своей подростковой дерзости. Картина 2016 года содержала большое количество, может, не слишком остроумных, но действительно неудобных шуток. По мере зачистки новых территорий вселенная «Дэдпула» будто расширилась до возможных пределов, но довольно осторожно обошлась со всеми болевыми точками, направив язвительность героя в наиболее безопасные области — а точнее, на себя саму. Фильм заряжен этой нахальной саморазрушительностью, но по большому счёту безобиден — и то понятно, ведь после того, как вселенная достигает своих границ, она необратимо начинает сужаться.

Больше Кино ТВ — в Telegram-канале. Подписывайтесь.

Читайте также
Чёрный юмор: в Каннах показали новый фильм Спайка Ли
Зритель 71-го Каннского кинофестиваля очень тепло принял новую работу первого лица афроамериканского кинематографа Спайка Ли «Чёрный клановец» — историю о тем...
Наш дом — фон Триер. Режиссёр вернулся в Канны
В Каннах показали новую картину Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Как всегда не обошлось без оскорблённых зрителей. Зинаида Пронченко однако счит...
Благая весть. «Счастливый Лазарь» — новый фаворит Канн
Критика в восторге от ленты Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь». После показа публика рукоплескала добрых пятнадцать минут, теперь итальянке прочат один из гла...
«Холодная война». Рецензия
В Каннах показали «Холодную войну» — чёрно-белый фильм польского режиссёра Павла Павликовского, участвующего в основном конкурсе. Зинаида Пронченко по просьбе...
«Анон» тут рядом
В прокат вышел новый фильм режиссёра «Гаттаки» и сценариста «Шоу Трумана» Эндрю Никкола «Анон» — антиутопия о лишённом приватности новом мире, где хакеры борю...
«Все знают» Асгара Фархади: фильм открытия 71-го Каннского кинофестиваля
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и победителя Берлинского кинофестиваля....
Также рекомендуем
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые п...
27 декабря исполняется 70 лет Жерару Депардье — одному из важнейших артистов в истории не ...
Алексей Филиппов вспомнил несколько случаев, когда WB или их коллеги изводили именитых режиссёров правками.
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые п...
27 декабря исполняется 70 лет Жерару Депардье — одному из важнейших артистов в истории не ...
Алексей Филиппов вспомнил несколько случаев, когда WB или их коллеги изводили именитых режиссёров правками.

Последние новости

Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
00:00