12.06.2018

Десять главных фильмов 12-го кинофестиваля «Зеркало»

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

12 июня в Ивановской области стартует ХII, изрядно обновлённый фестиваль «Зеркало». В этом году смотр разделился на две локации: к собственно Иванову добавился Юрьевец (родной город Тарковского), к кино прирос фестиваль еды, появились новые программы, кинолекторий, молодёжный кампус «Юность», где двадцать начинающих режиссёров будут снимать и монтировать свои фильмы, обновилась команда кураторов. В итоге, кажется, показы «Зеркала» — лучшее, что случится с российскими экранами в ближайшие пять дней. Мы выбрали десять доказательств, хотя могли и больше.

1) «Гофманиада», реж. Станислав Соколов  (Россия)

Ставший легендой до выхода на экраны кукольный мультфильм. Романтическая фантазия по мотивам сказок Гофмана «Крошка Цахес», «Золотой горшок» и «Песочный человек». В кадре параллельно развиваются две истории, молодого писателя и его персонажа: оба влюблены, оба верят в чудеса, оба мечтают о счастье. Первая часть картины была завершена ещё в 2010-м, но полной версии пришлось ждать восемь лет. Мировая премьера с триумфом состоялась вчера на Международном фестивале анимационного кино в Анеси, российская — 16 июня на «Зеркале».

2) «Восход Эдерлези», реж. Лазар Бодрожа (Сербия)

Предполагаемая бомба международного конкурса. Сербский эротический сай-фай с Джессикой Стоядинович, которую мы больше знаем (и любим!) как порноактрису Стою. Сюжет: 2048 (привет, Оруэлл) год: русский космонавт Милютин, работающий на корпорацию, отправляется в космическую экспедицию в компании прекрасного андроида Нимани. Очень скоро их работа перестанет быть исключительно научной.

3) «Зерно», реж. Семих Капаноглу (Турция)

Турецкая антиутопия с любимым актёром Ларса фон Триера Жаном-Марком Барром в главной роли. Земля отходит от экологической катастрофы, выжившее население делится на нищее подавляющее большинство и жирующую элиту. Впрочем, и среди привилегированного класса есть сомневающиеся, например, генетик Эрол, ведущий расследование недавней гибели урожая. Дело приведёт его к изгнанному учёному Семилю, владеющему ценной информацией.

4) «Овдовевшая ведьма», реж Цай Чэнзе (Китай)

Фильм пока малоизвестного режиссёра, рискующего стать звездой больших фестивалей в самом ближайшем будущем. «Овдовевшая ведьма» по описанию — классическое китайское кино «третьей волны». Главная героиня зарабатывает на жизнь, прикидываясь шаманкой, способной изгонять злых духов, причём ей часто везёт: фальшивое колдовство само претворяется в жизнь. Но однажды здоровый цинизм не выдерживает проверку на прочность.

5) «Война Анны», реж. Алексей Федорченко (Россия)

Один из главных русских фильмов года, о котором мы много рассказывали на «Кинотавре». После решения жюри, отдавшего ему лишь специальный диплом для исполнительницы главной роли Марты Козловой, продюсеры устроили странный демарш: объявили отказ от российского проката, спецпоказов и бойкот онлайн-кинотеатров. Непонятно, чем это всё закончится, но пока что сеанс на «Зеркале» — уникальная возможность всё-таки увидеть картину на широком экране. Она, без сомнения, заслуживает только его.

6) «Сердце мира», реж. Наталия Мещанинова (Россия)

Второй лучший фильм «Кинотавра», опередивший как раз «Войну Анны» в ключевых номинациях. Бесподобное кино о людях, собаках, лисах, козлятах и снова людях на притравочной станции. Наталия Мещанинова — наша Аличе Рорвахер, только с ещё более мощными диалогами. Если не доедете до Иванова — обязательно идите в кино в родном городе. Прокат — с 27 сентября.

7) «Пылающий», реж. Ли Чан-дон (Южная Корея)

Один из лучших (а, по мнению многих, так просто лучший) фильм минувшего Каннского кинофестиваля. Жюри во главе с Кейт Бланшетт ленту проигнорировало (не забудем, не простим!), критики ФИПРЕССИ отдали главный приз. Экранизация рассказа Харуки Мураками, получившаяся значительно мощнее текстового оригинала. Кино невероятной красоты и грандиозной драмы. Чистая поэзия, горящая в руках.

8) «О теле и душе», реж. Ильдико Эньеди (Венгрия)

Обладатель «Золотого медведя» прошлого Берлинале, один из лучших фильмов 2017 года. Картина уже побывала в российском прокате, так что все, кто хотел, её, возможно, уже увидели, но в случае с Эньеди каждый следующий просмотр — это новые впечатления, а большой экран для него настолько обязательное условие, что показ на «Зеркале» лучше не пропускать.

9) «Вестерн», реж. Валеска Гризебах (Германия)

Ещё один прошлогодний фестивальный хит, участник каннского «Особого взгляда», фаворит критиков, российских в особенности. Продюсер — автор «Тони Эрдманна» Марен Аде. Главные герои — немецкие рабочие, которых посылают на стройплощадку где-то между Болгарией и Грецией. Коктейль в бетономешалке из разных менталитетов, языков и взглядов на жизнь, тонкое высказывание о настоящем и будущем великой Европы.

10) Три фильма Ларса фон Триера

А тут-то и расписывать нечего: «Рассекая волны», «Танцующая в темноте» и «Европа» за несколько дней на большом экране, в присутствии всё того же Жана-Марка Барра, готового ответить на все вопросы зрителей. Событие для любого города мира, не только для Иванова.

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!