«Джокер»: возвращение антигероя

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени.

В нелёгкие времена классовой и гендерной напряжённости компания Warner Brothers решила переосмыслить классическую супергеройскую сагу DC, сосредоточившись на маргинальных аспектах канона — генезисе зла. Как из жалких парий становятся главным антагонистом Бэтмена, рассказывают режиссёр Тодд Филлипс, подрастерявший, увы, чувство юмора, а также актёр Хоакин Феникс, соперничающий с собственной тенью.

Артур Флек — типичный фрик, какими полнятся киношные мегаполисы с 1970-х годов: сентиментальный люмпен с идеями-фикс о справедливом устройстве вселенной, одиночка-психопат без намёков на сексуальную жизнь и, естественно, с вяло прогрессирующим женоненавистничеством. У Артура было трудное детство (а у кого сегодня не было): сумасшедшая мамаша, неизвестный отец, череда отчимов-абьюзеров. Артур много курит, плохо питается, работает клоуном. А ещё Артур постоянно смеётся. Когда его сотрясают страшные конвульсии — смесь собачьего лая с туберкулёзным кашлем — испуганным прохожим и озлобленным попутчикам он предъявляет карточку наподобие визитной. На ней написано, что «смех — признак дурачины». Смех есть страх перед обезумевшим миром. И действительно в Готэм-Сити мало кто похож на нормального человека, за каждым углом рожи, словно сошедшие с полотен Эмиля Нольде: жирные, угреватые, не любезные. Всюду шныряют крысы — в городе забастовка мусорщиков. Но мусор, конечно, в головах. Все люди — отбросы, а самые отвратительные из них — буржуи. Ибо доколе.

В пучину зла Артура столкнёт случай. Точнее, череда неприятностей. Уличная потасовка, внезапное увольнение, фиаско на творческом поприще (Артур мечтает о карьере стэндап-комика). А ведь так хотелось любви.

Кадр из фильма «Джокер», реж. Т. Филлипс, 2019 г.

Тодд Филлипс живописует наше с вами общество крупными спекулятивными мазками. Война всех против всех, тотальное оскотинивание, банкротство морали, лебединая песня капитализма. Если бы зрителя не отвлекали вкусные и такие родные глазу детали — пар, струящийся из канализационных люков, ощерившийся небоскребами ландшафт, дребезжащая подземка, огни Бродвея, проститутки «двойки», yellow river из такси, наконец, все эти сумрачные ланчонеты, бары и клубы Гринвич-Виллидж — зритель бы подумал, что смотрит фильм Андрея Петровича Звягинцева. Настолько глубока, темна и непролазна жопа под названием жизнь. Да, это жизнь, и ничего не попишешь — надрывается ежевечерне джингл популярной телевизионной передачи с Робертом де Ниро в качестве хоста, которую смотрит Артур. Take it or leave it.
Артур сделает и то, и другое, зачем в его состоянии ограничивать себя каким-то одним выбором. Плюрализм бытия требует куража. Отнимет жизнь у других, чего с этими животными церемониться, выйдет насквозь.

«Джокер», конечно, впечатляет, морок и тщета экзистенции встают во весь рост, выше Эмпайр-стейт-билдинг, выше беззвёздного неба. Этот мир обречён, единственный луч света в тёмном царстве — вспышка в дуле пистолета, надо лишь нажать на курок. Однако вся образность в «Джокере» чужая, заимствованная у взрослых — у Скорсезе («Джокер» по сути вольный ремейк «Таксиста» и «Короля комедии»), Фридкина, Люмета, Кубрика, список можно продолжать до бесконечности. Тот факт, что Филлипс реанимирует «комикс-франшизу», вряд ли является достаточным дисклеймером для происходящего на экране — «новая повестка» требует новых формальных решений, и «папино кино» тут то ещё подспорье. Понятно, что это метафора, что сказка для взрослых, но реализм «Джокера» larger than life, а значит, жанр преодолён и разрушен, а значит, мы смотрим быль и судим её по гамбургскому счёту.

Отдельно утомляет идеология. Авторы пытаются интересничать и рядиться в одежды проклятых поэтов, делая ставку на обаяние зла. Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется: если ХХI веку требуется не супергерой, а истерик, упивающийся детскими травмами в качестве оправдания собственного ничтожества — так и скажите, не подводите под эту хлипкую популистскую надстройку марксистский базис, приправленный MeToo.

Иди, круши, убивай, взрывай, насилуй, только не прикидывайся, что на Земле остались большие идеи, те, которыми выложен путь в ад. Остался только ад. Здесь и повсюду и далее везде.


Читайте также
«К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу...
«Томмазо»: ода безудержному творцу
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально ра...
«Иванов»: лучший русский фильм непонятно какого года
Гордей Петрик рассказывает о любимом русском фильме всех отечественных синефилов, добравшемся до широкого экрана спустя полтора года после премьеры...
«Зеровилль»: Голливуд, я тебя люблю... я тебя тоже нет
Гордей Петрик о новом фильме Джеймса Франко, который все будут сравнивать с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино, а зря.Странного п...
«Бунюэль в лабиринте черепах»: понятный язык сюрреализма
В ограниченном, но оттого еще более ценном прокате, анимационный байопик о Луисе Бунюле — одном из самых влиятельных и одновременно загадочных режиссёров ХХ в...
«В ожидании варваров»: убедительная точка 76-го Венецианского кинофестиваля
Последним игровым фильмом в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля стала экранизация романа «В ожидании варваров» нобелевского лауреата из ЮАР Джона Ку...
Также рекомендуем
На платформе more.tv 23 апреля состоится премьера нового фильма «Спутник» Егора Абраменко. Сайфай-триллер, выр...
В российский прокат вышла картина «Мейнстрим» Джии Копполы. История про изнанку видеоблогинга и популя...
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
На платформе more.tv 23 апреля состоится премьера нового фильма «Спутник» Егора Абраменко. Сайфай-триллер, выр...
В российский прокат вышла картина «Мейнстрим» Джии Копполы. История про изнанку видеоблогинга и популя...
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...

Последние новости

Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
00:00