24.01.2018

Ещё 6 фильмов, которые снимали с проката в России

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

«Смерть Сталина» не первая лента, лишённая прокатного удостоверения незадолго до премьеры. Кино ТВ вспоминает пять хороших и один показательный запрещённый фильм.

1) «Борат», реж. Л. Чарльз, США/Великобритания, 2006.

Первый случай запрета непорнографического фильма в России. Официальная претензия, сформулированная начальником отдела государственного регистра звучала так: «[Фильм] содержит материалы, которые некоторому количеству зрителей могут показаться унижающими в отношении некоторых национальностей или религий». Ранее картину не пустили к прокату в Казахстане, поэтому основная версия российского запрета — солидарность с дружеской республикой. 17 октября 2009 года «Борат» был показан в прайм-тайм на телеканале MTV Россия.

2) «Россия 88», реж. П. Бардин, Россия, 2009.

Мокьюментари Павла Бардина о субкультуре ультраправых Роскомнадзор признал экстремистским после иска прокуратуры. В итоге картина, получившая премию «Ника» в номинации «Открытие года», специальный приз фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске и с успехом показанная на Берлинском кинофестивале так и не добралась до российских кинотеатров.

3) «Клип», реж. Майя Милош, Сербия, 2012.

Яркий дебют сербского режиссёра Майи Милош, получивший, к примеру, главный приз на фестивале в Роттердаме, так и не добрался до российского проката. В пронзительной истории девушки-подростка, сталкивающейся со взрослым миром Минкульт отметил «нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера» и отказал в выдаче прокатного удостоверения, основываясь на том, что по сюжету фильма главные герои не достигли совершеннолетия. Позже «Киносоюз» обвинил ведомство в цензуре, а дистрибьютер «Клипа» Сэм Клебанова назвал процесс «первой ласточкой новой культурной политики».

4) «Интервью», реж. Э. Голдберг и С. Роген, США, 2014 г.

Неприятности у комедии про журналистов, которым поручено убить северокорейского лидера Ким Чен Ына начались не в России. 24 ноября 2014 года компания «Sony Pictures Entertainment» подверглась хакерской атаке. Главными подозреваемыми называли спецслужбы Северной Кореи, официальные лица которой, впрочем, свою причастность к взлому отвергали. 16 декабря анонимные хакеры предупредили, что будут нападать на каждого, кто посмотрит «Интервью» в кинотеатре, после чего руководители «Sony» позволили владельцам залов не показывать картину, даже при условии контрактных обязательств. 18 декабря российские прокатчики перенесли прокат на неопределённый срок. Позже в пресс-службе Министерства культуры заявили, что заявка на получение прокатного удостоверения фильма не поступала вовсе.

5) «Любовь», реж. Г. Ноэ, Франция/Бельгия, 2015 г.

Самый откровенный фильм Гаспара Ноэ, снятый к тому же, в 3D. Прокат в России должен был стартовать 3 сентября, но за несколько дней до премьеры министерство культуры отказало картине в выдаче прокатного удостоверения из-за «многочисленных сцен порнографического характера». В итоге «Любовь» была неоднократно показана на фестивалях, но не более того.

6) «Номер 44», реж. Д. Эспиноса, США/Великобритания/Чехия/Румыния, 2016 г.

Политический триллер автора «Шальных денег» и «Кода доступа „Кейптаун“» Дэниэля Эспиносы. Экранизация одноимённого романа Тома Роба Смита, истории расследования преступлений Чикатило на фоне произвола в советских спецслужбах. Премьера в России была назначена на 16 апреля 2015-го, но за два дня до этого состоялся закрытый просмотр картины с участием экспертов и представителей Минкульта, по итогам которого ведомство и прокатчик обнародовали совместное заявление о недопустимости проката «Номера 44» и «подобного рода фильмов» в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Владимир Мединский тогда сказал, что «мы должны наконец поставить точку в череде бесконечных шизофренических рефлексий о самих себе» и фильмы, подобные этому, в России «не должны выходить в массовый кинопрокат, зарабатывая на нашем кинозрителе, ни в год 70-летия Победы, ни когда бы то ни было ещё».