05.09.2018

It was a perfect illusion. Рецензия на «Звезда родилась» с Леди Гагой

Денис Виленкин
автор
Денис Виленкин

Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой картины 1937 года, показали на Венецианском кинофестивале вне конкурса, что не спасло его от разгрома в прессе. На сегодня это один из самых обруганных фильмов фестиваля, но у Дениса Виленкина снова (как и в случае с «Суспирией») другое мнение. Вот и оно.

Красивый помятый мужчина заглядывает в бар странных порядков. Травести-шоу в самом разгаре, на сцену неожиданно выходит посудомойка с лицом Леди Гаги и начинает петь Champs Elysées. Едва она откроет рот, герой Брэдли Купера поймёт: надо брать. Он — Джексон Мэйн, кантри-музыкант и немного продюсер. И с его помощью девчонка из подсобки по имени Элли начнёт путь к статуэтке «Грэмми». Сам Мэйн — в какую-то противоположную сторону.

После того как красивый женский силуэт проходит сквозь большие красные буквы начальных титров, иллюзия идеальной жизни восходящей звезды рушится. «Звезда родилась» — это кино не про мечты и даже не про иллюзии, которыми они бликуют. Это не мюзикл в привычном понимании, скорее дань жанру и попытка его переосмысления, зафиксированная Мэттью Либатиком, постоянным оператором Даррена Аронофски. Склонившиеся к микрофонам головы в ореоле света образуют сердце. Пыль, струящаяся в концертных софитах — прекрасное и удивительно свежее обрамление для классической голливудской истории, повторяющей экранные постулаты 50-х годов.

И тем не менее дебют Брэдли Купера — это не огранка, а напротив — необработанный алмаз, который нельзя вставить в кольцо, но можно просто восхищаться его формой. «Звезда родилась» — кино о боли, об эгоизме теряющего популярность героя. «Звезда родилась» — своего рода сигнал, который принимает Купер, впервые увидев Элли. И он начинает свой ритуальный уход, постепенно превращаясь в посмешище и пародию на рок-звезду. Бутылка не исчезает из руки, появляются мысли о суициде. Он полюбил Элли, но не смог смириться с её успехом.

А ведь Элли посвящала ему победу на «Грэмми», хотела быть с ним, хоть и не предъявляла ежеминутных доказательств своей преданности и не посвящала песен. У них всё началось с ночи на заправке, озвученных желаний, прогулки по супермаркету, а закончилось трагедией. Он стал ненужным, она его не вытащила. Бутылка оказалась крепче.

Леди Гагу специфическая внешность сделала королевой поп-музыки и предводительницей всех непохожих. Улыбка Брэдли Купера сделала его суперзвездой. Вот они вместе. Режиссёр Купер прекрасно понимает, каков темп существования артиста, и без стеснения несётся по главам жизни своих героев. Можно усмотреть в этом драматургическую неразбериху, картонность характеров, а можно — примечательный концепт. Никаких деталей. Только лишь лица и голоса, проносящиеся мимо со скоростью падающей с неба звезды.