07.05.2018

Русские в Каннах. История кинофестиваля

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

До старта 71-го Каннского кинофестиваля остался один день. В этом году на главную награду смотра претендуют две отечественные ленты — мы же рассказываем о других российских авторах, представлявших свои фильмы на Набережной Круазет. 

Набережная Круазет — ничего особенного. Как любая другая южная набережная. 40 ступеней вверх к Дворцу фестивалей и конгрессов — ну тоже, торговый центр. И тем не менее этим маршрутом мечтают пройти все режиссёры планеты. Вот у кого из российских авторов это получилось.

Единственная отечественная картина, выигравшая «Золотую пальмовую ветвь», — «Летят журавли» Михаила Калатозова. Ровно шестьдесят лет назад.

В советской прессе об этом сообщили более чем сдержанно. В «Известиях» не упомянули ни режиссёра, ни автора сценария. Победа на капиталистическом фестивале не повод для гордости. А вот западная пресса не скупилась на восторги. И не скупится по сей день. К 70-летию Каннского фестиваля Hollywood Reporter составил рейтинг лучших «Золотых ветвей» в истории. «Летят журавли» — на шестом месте.

Василий Степанов — кинокритик: «Это действительно великий фильм. В нем сложилось как-то всё сразу: во-первых, невероятная операторская работа, совершенно новаторская, такой фильм невозможно было снять до войны, до появления мобильных камер, невероятная главная героиня, прорыв для советского кинематографа. Вдруг о Союзе иностранная публика узнала что-то новое: ух ты, у них там живут живые люди, которые что-то такое могут выражать, близкое нам всем. И чувствуют то же, что и мы, хотя непонятный народ. О Советском Союзе на самом деле никто ничего не знал, мне кажется».

Интересный момент: в Каннах «Летят журавли» перевели «Quand passent les cigognes» — буквально «Когда аисты проходят». Всё потому что журавль, «grue», — это ещё и проститутка на сленге. «Лететь», «voler», — ещё и «красть». То есть правильный перевод дал бы второй смысл «проститутки воруют».

Формально здесь побеждал ещё один советский фильм. «Великий перелом» Фридриха Эмлера взял Большой приз первого Каннского кинофестиваля в 1946-м. Вот только разделил он его ещё с десятью картинами. В том числе Билли Уайлдера и Роберто Росселини.

Егор Москвитин — кинокритик: «Это фильм о Великой Отечественной войне, конкретно о Сталинградской битве, и это просто была такая эпоха, когда невозможно было не награждать. За два года до этого дали «Оскар» советскому фильму «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», теперь дали этому. Причём характерно, что город Сталинград там не упоминается, его можно мельком увидеть на карте, то есть это была универсальная история об общей победе, которую особо не делили. Как ключевое событие времени этот фильм должен был быть зафиксирован».

Пять отечественных фильмов получали в Каннах Гран-при — вторую по значимости награду фестиваля: «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Солярис» и «Жертвоприношение» Андрея Тарковского.

Отсутствие «Золотой ветви» у последнего считается одним из казусов фестиваля. Два Гран-при, приз лучшему режиссёру за «Ностальгию», три премии «ФИПРЕССИ». Но ни одной главной награды.

Егор Москвитин — кинокритик:  «Наверняка хотел, у него было очень много призов, но не было самого главного, от Каннского жюри, и, конечно, поскольку последние годы он работал за рубежом и считал себя, не безосновательно, частью великой европейской традиции рассказывания историй, наверное, хотел».

Кроме Андрея Тарковского лучшими режиссёрами в Каннах становились Сергей Васильев (фильм «Герои Шипки», 1955 год). Сергей Юткевич («Отелло», 1956-й), а спустя десять лет — ещё раз, за фильм «Ленин в Польше», Юлия Солнцева («Повесть пламенных лет», 1961-й), Павел Лунгин («Такси-блюз», 1990-й).

Василий Степанов — кинокритик: «Последний момент яркой моды на всё советское или российское — это рубеж 80-х и 90-х годов. Когда снимались с полки картины, когда возвращались большие имена, и делегации огромные советских кинематографистов, до этого не выезжавших на большие фестивали капиталистические, вдруг поехали. И Герману, и Лунгину давали призы в Каннах, и известен случай, когда Годар сказал какую-то гадость про Лунгина, увидев, как он обедает на набережной Круазет. Но тогда российское кино открывали на Западе».

С тех пор тот Павел Лунгин получал здесь приз за лучший актёрский ансамбль в фильме «Свадьба». Александр Сокуров — награду ФИПРЕССИ за ленту «Отец и сын», а Юрий Арабов — за сценарий к сокуровскому же «Молоху». Ну а самый титулованный Каннами русский режиссёр за последние годы — конечно, Андрей Звягинцев. «Изгнание» — лучший актёр, «Елена» — приз жюри в «Особом взгляде», «Левиафан» — лучший сценарий, «Нелюбовь» — приз жюри.

Александр Роднянский — продюсер: «Звягинцев — современный, очень одарённый художественно, творящий универсальным языком режиссёр. И это принципиально. Не просто хороший режиссёр, не просто талантливый режиссёр, а открытый понимаю режиссёр».

В этом году Андрей Звягинцев в жюри. А в главном конкурсе сразу два российских фильма: «Айка» Сергея Дворцевого, уже побеждавшего в Каннах, но во второй по значимости программе «Особый взгляд».

Василий Степанов — кинокритик: «Что можно сказать о Сергее Дворцевом? Это такой человек, документалист, который наблюдает за реальностью. Вот есть фильм «Трасса», у него пять склеек, может быть. Дворцевой — не менее почитаемый документалист на международной арене, чем Косаковский, или Марина Разбежкина, или Виталий Манский. Большая фигура».

Ещё один претендент на «Золотую пальмовую ветвь» премьеру собственного фильма во Дворце конгрессов не увидит. Кирилл Серебренников под домашним арестом. Его «Лето» — в конкурсе.

Егор Москвитин  — кинокритик: «Вот это будет интересно. Что бы ни произошло, можно представить, что у нас будет какая-то запредельная реакция, либо негативная, либо положительная. И это будет в два раза громче, чем все споры о «Нелюбви», я уверен. Фильм сразу всех разделит: таким был Цой или не таким. Во-вторых, он разделит: почему он в конкурсе — потому что он под домашним арестом, потому что против него дело или потому что это кино о том, о чём в Европе любят: о свободе, об эпохе перемен, о творчестве, о любви. Что бы там ни случилось — для нас это будет сенсационный Каннский кинофестиваль».

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!