15.08.2016

Репортаж «Кино ТВ»: фестиваль «Окно в Европу»-2016

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

«Город, который всегда сам по себе» — так назвал Выборг Александр Цекало, представляя свой новый фильм. Это определение идеально подходит и к фестивалю «Окно в Европу». Смотр русского кино в пятидесяти километрах от Финляндии. Современные ленты в средневековых декорациях. Картины, которые зачастую не доходят до массового зрителя, но здесь становятся событиями.

В общей сложности фильмы фестиваля оценивали четыре жюри. Анимация, документалистика, копродукция и элита — полнометражное игровое кино. Судьи главного конкурса — эдакий сплав из молодости и опыта, дерзости и консерватизма. Председатель — один из ведущих режиссёров страны Сергей Урсуляк. А в составе, буквально за соседними креслами — легенда Дмитрий Долинин и вчерашние тинейджеры Евгений Ткачук и Агния Кузнецова, которым в ближайшие десятилетия в русском кино играть.

Агния Кузнецова — актриса, член жюри конкурса игрового кино: «Такие сценарии странные. Режиссёры стали тяготеть к кино не актёрскому совершенно. Актёру нечего играть, нет прикольных ролей никаких. Режиссёры максимально хотят самовыразиться за счёт себя. У них это не очень получается, конечно, но актёров они не используют».

Разговоры о кризисе российского кино в год российского кино достигли своего пика. Денег нет, идей еще меньше, на сочинском «Кинотавре» кинокритики и вовсе хотели оставить награду себе, но тут, в Выборге, все почему-то подобрели.

Сергей Шолохов — кинокритик: «Мне в этом году фестиваль понравился гораздо больше, чем в прошлом году. Отбор фильмов мне показался гораздо более качественным: то ли потому что кинематографисты стали делать лучше кино, то ли потому что отборочная комиссия стала отбирать лучше кино. И даже фильмы невнятные тоже были интересные, потому что обнаружили новые тенденции, что ищет молодёжь… Лучшим фильмом, конечно, стал фильм… Секрет. Не скажу».

Но, по-настоящему, это был секрет полишинеля. Жюри даже обошлось без дежурной формулировки «в ходе яростных споров». Не спорили, всем всё понятно было. Диплом гильдии киноведов и кинокритиков, специальный приз «За чистоту и глубину авторского высказывания» и, наконец, главная награда — все они ушли Татьяне Эверстовой и её фильму «Его дочь».

Татьяна Эверстова — режиссёр фильма «Его дочь»: «Вообще не ожидала ничего, вчера вот планировала, думали — дождь шел, если отец поддержит — дождь закончится. И это значит — я выиграю приз какой-нибудь. Какой-нибудь! Ура!»

Максим Заговора — корреспондент: «Главная героиня фильма «Его дочь» девочка Таня уверена, что мир прекрасен и так будет всегда, несмотря ни на что. С одной стороны — нехитрая мысль. А с другой — каким ещё картинам давать призы на фестивалях?»

Татьяна Эверстова — режиссёр фильма «Его дочь»: «Прекрасный мир — это где все люди счастливы. Когда друг друга любят люди, и всё делается ради любви, и ты находишься в атмосфере любви».

В общей сложности с призами из Выборга уехали более двадцати фильмов. Хоррор «Дизлайк» отмечен наградой за операторскую работу, комедия «Суперплохие» — за сценарий. Юлия Ауг из «Прикосновения ветра» стала лучшей актрисой, «Сердце. 40 лет Спустя» — лучшей документальной лентой. Лучший мультфильм — «До любви» Игоря Ковалёва, в конкурсе копродукции победила лента о Рудольфе Нурееве Евгении Тирдатовой. Президент фестиваля отдал свою награду Гарри Бардину, а зрители полюбили «Контрибуцию» Сергея Снежкина — первый блин нового «Ленфильма». «Окно в Европу» закрыл парад летних российских фестивалей. Каникулы кончились. Салют отгремел, гости разъехались. Теперь начинаются суровые рабочие будни — надо донести эти картины до зрителя.