Кладбище домашних животных: Погладь кота

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокат вышла повторная экранизация одного из главных хорроров Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» — ровно через тридцать лет после первой. Татьяна Алёшичева рассказывает об очередной
киноадаптации романа.

Стивен Кинг — самый экранизируемый литератор из ныне живущих, это непреложный факт. Из него вытекает и следствие: поскольку корпус его произведений не бесконечен, то одни и те же лучшие романы будут адаптировать снова и снова, что твоего Шекспира. И время от времени новые экранизации будут получаться как минимум не хуже прежних, что считаются классическими. В такую поп-культурную классику за минувшие тридцать лет превратился и не самый лучший на свете фильм 1989 года, снятый Мэри Ламберт. Для неё это был первый в карьере полный метр — она специализировалась на музыкальных клипах. Зато дружила с почитаемой Кингом группой Ramones и небезуспешно заменила в режиссёрском кресле взявшего самоотвод Джорджа Ромеро. Её не хватавшая звёзд с неба, но добротная постановка так хорошо заработала — даже не в кинотеатральном прокате, а во вторичном, на видеокассетах — что для Ламберт нашлись деньги и на сиквел. Он, впрочем, провалился.


Как показал бешеный успех повторной экранизации великого и ужасного романа «Оно», которая в 2017 году в двадцать раз окупила в прокате свой бюджет, каждому поколению нужен свой Кинг. И дело не в аккуратном воспроизведении канона — новым адаптациям не только не нужно, но и нежелательно следовать за прежними след в след. Под бдительным оком Кинга в сюжете «Кладбища» кое-что изменили — и новый фильм вышел, пожалуй, даже лучше прежнего.

В роли доктора Луиса Крида, который смертельно устал от сутолоки большого города и решил поселиться с семьёй в деревенской глуши на лесной опушке, снялся австралиец Джейсон Кларк — на первый взгляд не слишком видный мужчина. Но чем дальше в лес, тем чаще его заострённый профиль в самых трагических сценах — в лесном тумане и на фоне огненных сполохов — напоминает о молодом Марлоне Брандо. Купившие дом в городишке Ладлоу Криды получают в придачу пятьдесят акров леса — участок, откуда ушло древнее индейское племя, считая его проклятым, и где обнаруживается старое кладбище домашних животных. На нём местные детишки закапывают в землю своих питомцев, совершая без участия взрослых зловещий ритуал: похоронная процессия маленьких могильщиков в масках животных медленно движется сквозь лес под барабанную дробь — это один из самых поэтичных и запоминающихся моментов фильма. В новом «Кладбище» всё пропитано этой зловещей поэзией, мрачной туманной готикой умирания и недоумения живых перед самим фактом смерти. Жуткие грузовики, как маятники судьбы, проносятся по шоссе так быстро, что кажется, будто померещилось, но в глазах остаётся след.


Заплутавший между жизнью и смертью мужчина, которому не хватило воображения понять, что за финальной чертой есть что-то ещё, несёт по лесу девочку в белом платье, пересекая зыбкую границу между уютом и небытием. Вернувшаяся из леса девочка с бледным лицом и страшными глазами, лежащая на кровати, как мёртвая Офелия в воде, говорит, что теперь деревья шумят не снаружи, а у неё внутри. Этой киногении в фильме гораздо больше, чем пресловутых «бу-моментов» — грубого приема хорроров, которые раздражают гораздо больше, чем пугают. Точнее, новому «Кладбищу» удалось обойтись почти без них — все скрипы и шорохи, паузы и медленные проходы по дому, полному тёмных углов и зловещих теней, тщательно выверены и не бьют обухом по голове, а обволакивают ожиданием чего-то неотвратимого. Здесь, конечно, собрана классическая коллекция киношных страхов: враждебный дом, призрак с торчащим наружу мозгом, жуткий кухонный лифт, куда люди проваливаются, чтобы поломаться, как куклы, ужас перед физической деформацией тела, субъективный взгляд на жертву глазами твари, желающей напасть. Но, в пику стандартным хоррорам, где есть лишь сюжет о происхождении зла из самых разных источников, но, как правило, нет несущей конструкции, идеи о мироустройстве и вере, здесь она есть и прописана очень чётко.


Вот занятный сюжет о том, как взрослый мужчина волей случая похоронил сбитого грузовиком кота в неправильной, прокисшей земле, а тот возьми и явись с того света злобной, шипящей и вонючей тварью. Мужчина был доктор, всё понимавший про живой организм и ничего — про смерть. И на самом деле его история — про наущение атеиста. Про ход мыслей рациональных людей, что верят лишь в материю, не осенённую духом, и в то, что «смерть это нормально», а после неё ничего нет. А в критический момент великого страдания, вдруг обнаружив, что за гранью жизни что-то мерцает, вместо веры обрушиваются в самое дремучее суеверие. И ночью, когда воют волки, мы прислушаемся — и услышим его крик, как пела когда-то группа Ramones.

Читайте также
Молот и горяч. «Папа, сдохни» — самый кровавый и смешной русский фильм года
На российских экранах «Папа, сдохни» — дебют 29-летнего Кирилла Соколова, сходу взявшего главный приз на фестивале «Окно в Европу» и ...
«Дамбо» Тима Бёртона: о теле, для ушей
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney — «Дамбо» Тима Бёртона, объединивший в...
«И что, это — всё?» В прокат выходит «Пляжный бездельник»
Автор «Гуммо» и «Отвязных каникул», сценарист «Деток» и «Кен Парка» Хармони Корин представляет новый фильм «Пляжный бездельник», в котором Мэтт...
Феномен китайского аниме: «Хрустальное небо вчерашнего дня»
С 14 марта в ограниченном, но оттого лишь более притягательном российском прокате — китайское (внезапно) аниме с поэт...
«Время возмездия»: старомодные развлечения Николь Кидман
В российском прокате хмурый детектив и «история одной женщины» одновременно — «Время возмездия» победительницы «Санденса» Карин Кусамы. Об ...
«Vox Lux»: глас популистский
С 7 марта в прокате амбициозный фильм о всех проблемах XXI века тридцатилетнего Брэди Корбета («Детство лидера»), участвовавший...
Также рекомендуем
«Кинг точно знает: у каждого есть свой Пеннивайз, который ходит по пятам с самого детства, и&n...
Камео в кино может быть случайностью, переросшей в навязчивый гэг (Хичкок), внутренней отсылкой (Франко Неро...
Максим Ершов разбирается в необязательном и нестрашном, но трогательном фильме о необычной дружбе.
«Кинг точно знает: у каждого есть свой Пеннивайз, который ходит по пятам с самого детства, и&n...
Камео в кино может быть случайностью, переросшей в навязчивый гэг (Хичкок), внутренней отсылкой (Франко Неро...
Максим Ершов разбирается в необязательном и нестрашном, но трогательном фильме о необычной дружбе.

Последние новости

Анонсирована третья часть слэшера «Винни-Пух: Кровь и мёд»
Режиссёр обещает больший бюджет для триквела.
Вышел трейлер «Видов доброты» Йоргоса Лантимоса
«Притча-триптих» выйдет за рубежом 21 июня.
Генри Кавилл спас Алекса Петтифера во время съёмок нового фильма Гая Ричи
Актёр чуть не утонул на площадке «Министерства неджентльменских дел».
Кристофер Нолан будет посвящён в рыцари
А его жена Эмма Томас получит титул дамы.
«Материнский инстинкт»: упражнения в манипуляциях
Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй в ретро-триллере о любви и паранойе.
00:00