10.05.2018

«Лето» Кирилла Серебренникова — премьера в Каннах

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

На Каннском кинофестивале показали «Лето» Кирилла Серебренникова. Кино ТВ в совместном проекте с «Афиша Daily» показывает и рассказывает, как это было. 

«Лето» в Каннах действительно ждали. Вот Cahiers du Cinéma, главный киножурнал на планете, выделяет из программы три фильма под рубрикой «Фестиваль обещает». Среди них — лента Кирилла Серебренникова. Но пишут: «Включение картины в конкурс — жест солидарности с режиссёром, находящимся в тяжёлой ситуации». Это, конечно, не уничижительная формулировка российских СМИ: «Политическое решение Запада», но глупо отрицать: контекст пока сильнее самого фильма.

Мурад Османн — продюсер: «Мы честно можем сказать, что это не про политику. И Тьерри Фремо говорил, несмотря на весь политический контекст, это действительно хороший фильм».

Илья Стюарт — продюсер: «И президент жюри Кейт Бланшетт сказала, несмотря на политический контекст вокруг Серебренникова и Панахи, у которого похожая ситуация, это качественные фильмы. Они отбирают двадцать фильмов из более чем 2000 заявок».

Красная дорожка Каннского фестиваля. Пик карьеры любого кинорежиссёра. Кирилла Серебренникова на ней нет — домашний арест продлён. Вот все остальные — главные герои фильма. Самая обсуждаемая до премьеры фигура — Роман Билык, он же Рома Зверь. Ключевой вопрос в полемике: почему именно ему доверили роль иконы ленинградского рок-клуба Майка Науменко.

Роман «Рома Зверь» Билык — актёр, музыкант:  «Аргументы достаточно простые: музыканта должен играть музыкант, а не актёр. Если бы я был режиссёром, я бы сделал то же самое. Не каждый актёр может понять, что такое музыка и как это — быть на сцене, жить этим, писать песни, а не жить театром или кино».

При этом исполнитель другой главной роли, Виктора Цоя, — никакой не музыкант, а популярный корейский именно актёр, игравший у Ким Ки Дука и, например, в фильме «Равные» с Кристен Стюарт. Тео Ю. Группу «Кино» до съёмок слышал, но не слушал. Но, работая над образом, полюбил.

Тео Ю — актёр: «Не думаю, что я могу понять нюансы русского языка на сто процентов, просто потому что я не русский. Но я верю, что настоящая эмоция, настоящее чувство универсальны. Язык — это просто грамматика, чувства у людей общие. Так что, кажется, я понял Цоя достаточно неплохо».

Между Цоем и Майком — Наталья Науменко. Реальная Наталья — консультант фильма, человек, ответственный в том числе за достоверность. Экранная — Ирина Старшенбаум. И отличия всё же есть.

Ирина Старшенбаум — актриса: «Я играю собирательный образ, конечно, в основе которого лежит (стоит, живёт) Наталья Науменко — жена Майка Науменко, его муза и, на мой взгляд, эта история, женская история, она очень простая и оттого близкая зрителю. Потому что когда что-то сложное начинают выдумывать в плане сценария, это усложняет, и тяжело пробиться к сердцам людей. А здесь простая история любовного треугольника, но даже непонятно, треугольник это или фантазийное пространство, в котором герои существуют».

«Лето» — это фильм о людях, находящихся в перманентном поиске свободы, вне зависимости от обстоятельств. Каждая секунда их жизни — борьба. Хоть с системой, хоть с соседями по коммуналке, хоть за любовь. Да и в короткой судьбе картины — что ни день, то противостояние. Авторов уже обвинили в том, что они всё переврали, всё не так сделали, везде ошиблись. Обвинили, не смотря фильма, в котором вообще-то есть целый персонаж — коллективный скептик, который заменяет и опережает на полслова всех оппонентов. Его играет актёр и режиссёр «Гоголь-центра» Александр Кузнецов.
Александр Кузнецов — актёр и режиссёр: «Самое первое, что мы обозначили с Кириллом на съёмках, — это то, что этот персонаж может убить весь фильм. Потому что человек, который говорит в камеру о том, что исполнитель роли Виктора Цоя не похож на Виктора Цоя, — это такой риск, потому что этот ход настолько сильный, что все остальное должно быть в такой компановке, в такой гармонии с персонажем, который рушит четвёртую стену и так далее, чтобы это не перевесило одно другое».

7 июня, летом, фильм выходит в России. Вне зависимости от итогов Каннского кинофестиваля, похоже, это главная премьера сезона. Копья, не сломанные до сих пор, ждут своей очереди.

Больше Кино ТВ — в Telegram-канале. Подписывайтесь.