01.11.2019

Лучшие сериалы месяца: гид Татьяны Алёшичевой

Татьяна Алёшичева
автор
Татьяна Алёшичева

Татьяна Алёшичева — о главном, что случилось на малом экране в октябре.

Хранители (Watchmen, HBO)

Один из самых ожидаемых сериалов года выходит на HBO по серии в неделю и потихоньку теряет доверие зрителя: на влиятельном ресурсе Rotten Tomatoes его зрительский рейтинг всего 43% при 98% у критиков. Похоже, это недовольство уже не связано с гневом фанатов оригинального комикса Алана Мура из-за того, что шоураннер Деймон Линделоф погрешил против канона: он рассказывает собственную оригинальную историю, происходящую в мире, придуманном Муром. Загвоздка в том, что он делает это слишком неторопливо, по обыкновению нагружая историю загадками и вопросами без ответов. В городе Талса, где примерно сто лет назад произошёл чудовищный погром в процветающем негритянском квартале, в 2019 году социальная напряжённость обострилась до состояния окопной войны. Экстремистская организация «Седьмая кавалерия», прячась за масками Роршаха, атакует полицию. Полицейские теперь ходят с заблокированными оружием и могут применить его только после запроса в участок. Ради собственной безопасности они тоже скрывают лица под масками — стандартными жёлтыми либо собственного изобретения. В центре истории чернокожая Анжела Абар (Реджина Кинг), действующая под именем Сестра Ночь, и её коллеги по участку Зеркальный (Тим Блейк Нельсон) и Красная Угроза (Эндрю Ховард). Линделоф помещает их в ситуацию бешеного противостояния непонятно с кем: в первой серии, как Комедиант в зачине оригинальных «Хранителей», таинственно погибает шеф полиции Талсы (Дон Джонсон), но был ли он жертвой Седьмой Кавалерии и каковы вообще мотивы экстремистов, пока неясно. В сюжете участвуют и оригинальные персонажи Мура. Озимандия (Джереми Айронс), 30 лет назад сбросивший на Нью-Йорк гигантского кальмара, благодаря чему враждующие супердержавы сплотились против инопланетной угрозы и сошла на нет холодная война, опять что-то задумал — он проводит в своём поместье шокирующие опыты на клонах. А Лори Блейк, она же Шёлковый Призрак (Джин Смарт), бывшая подруга улетевшего на Марс Доктора Манхеттена, заступает на место погибшего шефа полиции Талсы. Критики, высоко оценившие сериал, досмотрели его до шестой серии включительно, и в их задачу очевидно входит уговорить зрителя дать сериалу шанс. И тут можно сказать вот что: впереди мрачные, напряжённые и поэтические эпизоды, где раскрывается прошлое Зеркального и история семьи Анжелы, уходящая корнями в день резни в Талсе, и Линделоф непременно выложит карты на стол, красиво и страшно закольцевав сюжет.

Две «Войны миров»: The War of the Worlds (BBC) / The War of the Worlds (Canal+, Fox)

В октябре вышли сразу две экранизации уэллсовской «Войны миров», одну сделали англичане, другую — французы с голливудскими актёрами. Англичане обошлись со своим классиком более бережно: в постановке ВВС действие происходит примерно в то время, когда и положено, разве что с небольшим сдвигом — вместо конца викторианской эпохи тут эдвардианская. Это неспроста, 1905 год нужен в сюжете для того, чтобы подверстать к нему русско-японскую войну и враждебные действия русского флота в отношении британцев. В британском Адмиралтействе действительно пророчат новую войну, просто пока ещё не знают, что случится она не с русскими. Зато в сюжете есть астроном Оджилви (Роберт Карлайл), он исследует таинственные пористые сферы, свалившиеся с неба в английское болото. При этом присутствуют двое главных героев, которых не было у Уэллса: журналист Джордж (Рейф Сполл) и его подруга, рыжая эмансипе Эми (Элинор Томлисон) — эти двое живут во грехе, потому что законная жена Джорджа не даёт ему развод. Его чопорный старший брат Фредерик (Руперт Грейвз), сотрудник Адмиралтейства, смотрит на Эми как на блудницу вавилонскую — ровно до того момента, как с неба на землю не обрушится огонь, в сторону Лондона со всей Британии не потянутся беженцы и они с Эми, потерявшей Джорджа в пути, не окажутся товарищами по несчастью. Выглядит эта экранизация с любовной линией, добавленной для оживляжа, сказочно старомодно, даже архаично, несмотря на попытки нагрузить сюжет модной темой женской эмансипации, присутствующей, кажется, в каждом британском костюмном сериале начиная с «Аббатства Даунтон». Зловещие и эффектные «треножники», атакующие беспомощных землян, в этой сентиментальной истории тоже присутствуют, хоть выглядят и победнее, чем у Спилберга.
Французско-американская постановка на фоне британской сказки смотрится скорее как очередная добротная апокалиптика, имеющая лишь пару символических отсылок к тексту Уэллса. Время действия — сейчас. В обсерватории в Швейцарских Альпах доктор Кэтрин Дюран (Леа Друкер) обнаруживает постоянный сигнал из космоса, который приборы фиксируют в течение суток. После этого на землю, как положено, падают сферы из неизвестного материала, почти не произведя разрушений. Но изучающий высшую нервную деятельность профессор Билл Уорд (Гэбриэл Бирн), который узнал от сына-астронома о небесной активности, догадывается, что сферы — это оружие, парализующее центральную нервную систему человека с помощью электромагнитного излучения. Ему удаётся спасти бывшую жену Хелен (Элизабет Макговерн), затащив её в лифт. Спасаются также люди, спрятавшиеся в туннелях метро, в пещерах, оказавшиеся под водой, — им предстоит отныне бродить по заваленным трупами опустевшим городам, сбиваясь в боевые отряды, и противостоять инопланетным существам, которые выглядят как роботы-квадрупеды. Уэллс тут притянут за уши, но любители фильмов-катастроф и постапокалиптических сюжетов в духе «Ходячих мертвецов» найдут в сериале все свои любимые стандартные ходы.

Жизнь с самим собой (Living with Yourself, Netflix)

Милейшая чёрная комедия о смысле жизни, где Пол Радд играет сотрудника рекламной фирмы Майлза Элиотта, который утратил кураж, оптимизм и цель существования — всё то, что делает человека живым. А когда обнаружил, что, как ни бодрись, а депрессия уже крепко вцепилась в горло, решил бороться с ней самым дурацким способом. По стопам жизнерадостного коллеги, который совсем недавно выглядел неудачником, но вдруг в одночасье расцвёл и приободрился, Майлз направляется в тайский спа-салон, сам толком не зная, зачем — это жест отчаянья. Оттуда он выходит другим человеком, который враз сбросил с себя весь эмоциональный груз неудач, хотя воспоминания его остались прежними. Скоро обнаруживается, что этот лучащийся жизнью красавчик — не настоящий Майлз, а его клон. Вначале подлинный Майлз успешно использует двойника для продвижения по работе, но осознав, что тот ударными темпами присваивает его собственную жизнь, втягивается в ожесточённое соперничество с «улучшенной версией себя». Древний архетипический сюжет о двойнике («тень, знай свое место!») расцветает тут новыми красками, превращаясь то в по-хорошему старомодный голливудский ромком, какие когда-то снимали с Томом Хэксом, Мэг Райан или обоими вместе, то в комедию ошибок с погонями и переодеваниями, то в философский сайфай в духе «Чёрного зеркала» о прелестях и перспективах клонирования. Радд с видимым удовольствием изображает себя никчемного, потерянного и опустошённого и с заметным ехидством — себя приторно-идеального. Сюжет о взаимоотношениях Майлза с женой Кейт (Ашлинг Би) расставляет все точки над «и». Погружаясь в счастливые воспоминания и выныривая из них в нынешние отчуждённость и враньё, мужчина в кризисе пытается найти себя прежнего. Только примирившись с этим несовершенным собой, можно стать новым — нечасто голливудским комедиям удаётся сыграть на поле психодрамы и сделать это нескучно и нефальшиво: восемь получасовых серий смотрятся на одном дыхании.

Дублинские убийства (Dublin Murders, BBC One, Starz, RTE Ireland)

В лесу неподалёку от пригорода Дублина найдено тело 12-летней девочки. Убийство похоже на ритуальное и может быть связано с исчезновением трёх детей того же возраста, пропавших в этом лесу 30 лет назад, в 1985-м. Двоих так и не нашли, а третьего мальчишку обнаружили спустя сутки: он стоял в окровавленных кедах, прижавшись к дереву. Шок вызвал потерю памяти, и ребёнок так и не смог вспомнить, что произошло с ним самим и куда пропали его друзья. Дело поручают закадычным напарникам Робу Райнеру (Киллиан Скотт) и Кейси Мэддокс (Сара Грин). Ребята они молодые, но с виду уже прожжённые, и Кейси сразу же предлагает Робу, немного для вида покопавшись в деле, спихнуть его на кого-нибудь другого: мол, я пойду к начальству и пожалуюсь на бессонницу и нервное истощение, а ты расскажешь шефу про моё неадекватное поведение во время расследования. Впоследствии выяснится, что у Кейси была веская причина отказаться от дела — но не вышло. Сериал снят по детективным бестселлерам ирландской писательницы Таны Френч. Всего в её серии «Дублинский отдел убийств» шесть романов, где действуют разные детективы, а в основу сериала легли первые два: «В лесной чаще» и «Мёртвые возвращаются». Сценарий написала Сара Фелпс, известная по недавним удачным экранизациям Агаты Кристи («Испытание невиновностью», «И никого не стало»). Выглядит этот ирландский сериал мрачно, атмосферно и загадочно: будто скандинавский нуар с его излюбленным сюжетом о пропавших детях встречается с южной готикой «Настоящего детектива», где действуют тревожные копы с тараканами в голове. На ВВС новый сериал аттестуют так: «Это психологическая драма с мрачной загадкой, уходящей корнями в прошлое Ирландии, проливающей свет на её настоящее и влияющей на будущее», — серьёзная заявка на грядущие восемь серий.

В поисках Аляски (Looking for Alaska, Hulu)

Экранизация одноимённого бестселлера Джона Грина в жанре young adult, или подростковой литературы, долго дожидалась своего часа. Права на неё были выкуплены «Парамаунтом» с подачи продюсера Джоша Шварца («Одинокие сердца», «Дневники Кэрри», «Сплетница») ещё в 2005-м, в год выхода романа, но сериал застрял в производстве на долгие годы. До тех пор, пока очередной роман Грина «Виноваты звёзды» не попал в список бестселлеров, за ним не последовала экранизация, сорвавшая бешеную кассу. Может, оно и к лучшему: сериал дождался идеального кастинга. Задумчивый подросток Майлз Холтер (Чарли Пламмер), который любит проводить время с книжками, а не со сверстниками, и коллекционирует последние слова известных людей перед смертью, однажды натыкается на биографию Франсуа Рабле — перед смертью тот произнёс: «Я иду искать Великую Возможность». Мысль об этом заставляет Майлза предпринять первое серьёзное путешествие в своей жизни — он отправляется из Флориды в Алабаму, в летнюю школу Калвер-Крик. Его соседом по комнате оказывается темнокожий Чип Мартин (Дэнни Лав) по прозвищу Полковник. Он не первый год проводит в Калвер-Крике, это нахальный, самоуверенный и очень смышлёный тип, подросток из бедной семьи, увязший в извечном соперничестве с богатыми детишками, которые сколотили влиятельную компанию в школе и называют себя «воинами будней». Майлз, щуплый невинный простак, мгновенно влюбляется в разбитную девицу из команды Чипа по имени Аляска Янг (Кристин Фросет), которая, как и он, читает умные книжки и непрерывно курит, «потому что хочет умереть». Он заключает с Аляской пари — если он поймёт смысл последних слов Симона Боливара «Как мне вырваться из этого лабиринта?», она найдёт ему девушку. Но конфликт враждующих компаний Калвер-Крика обостряется, когда из лагеря выгоняют пару, которую учитель застукал в постели, да ещё и с алкогольными возлияниями. Кто-то донёс на них в администрацию, и подозрение падает на Аляску. Все эти подростковые истории в сериале выглядят одновременно нежными и жестокими, а подростки, совместно обдумывающие житьё и пока ещё не умеющие толком притворяться и просчитывать жизнь наперёд, похожи на персонажей из удивительных фильмов Джона Хьюза, «Сэлинджера поколения 1980-х». Встретить в новейшем сериале историю такой редкой выделки — дорогого стоит.