26.11.2019

Лучшие сериалы ноября: гид Татьяны Алёшичевой

Татьяна Алёшичева
автор
Татьяна Алёшичева

Очередные «Звёздные войны», флагманское шоу Apple TV c Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун, новый проект авторов «Шерлока» и мощнейшая «Эпидемия» Павла Костомарова — Татьяна Алёшичева перебирает сериальный урожай ноября.

«Мандалорец» (Mandalorian, Disney+)

Очередная перезагрузка «Звёздных войн» неожиданно удалась на малом экране. Режиссёр первого «Железного человека», положившего начало самой успешной супергеройской франшизе современности, Джон Фавро решил не размазывать по чистому столу бесконечную кашу «Звёздных войн», сдать назад и оставить в покое сагу о Скайуокерах. Действие «Мандалорца» происходит спустя пять лет после падения Империи на задворках Галактики, и главное — на задворках основного сюжета саги. Молчаливый охотник за головами, не выпускающий из рук оружия (когда его просят положить бластер, он отвечает, что оружие — религия племени мандалорцев) получает от клиента хорошо оплачиваемый заказ. Он должен доставить с далёкой планеты некое 50-летнее существо, которое на поверку оказывается бэби-Йодой — умильным зелёным младенцем с глазами-блюдцами, который молча таращится из летающей люльки и прядает ушами. Режиссёр-классик Вернер Херцог с наслаждением изображает тут космического негодяя (впервые он проделал подобный фокус в «Джеке Ричере» в 2012-м), а заглавный герой, которого играет Педро Паскаль («Игра престолов», «Эскобар»), никогда не снимает шлема, и что это действительно Паскаль, мы узнаём только из титров. Зато вселенная «Звёздных войн» похожа на ту самую далёкую Галактику из оригинальной трилогии 1977–1983 годов, дух которой впоследствии совершенно выветрился из сиквелов, приквелов и спин-оффов. Мандалорец идёт по земле той самой походкой, какой ходил когда-то Клинт Иствуд — это минималистичный космический вестерн с простейшим сюжетом (путешествие из точки А в точку Б), и развивается он страшно неторопливо, диалогов минимум, так что временами это почти немое кино. Но он внушает то самое тёплое чувство, которое когда-то накрывало зрителей фильмов Лукаса, так что впору было бы назвать сериал «Мандалорец: Новая надежда».

«Утреннее шоу» (The Morning Show, Apple TV+)

Новая стриминговая платформа Apple в качестве флагманского сериала зарядила роскошную мыльную оперу со злободневным сюжетом и голливудскими звёздами первой величины. Дженнифер Энистон играет ведущую самой популярной в стране утренней новостной программы Алекс Леви. Её карьера оказывается под угрозой, когда из-за обвинений в сексуальных домогательствах увольняют её соведущего Митча Кесслера (Стив Карелл). Шоу выходит в эфир уже 15 лет и нуждается в обновлении, и сама Алекс без Митча, кажется, никому не интересна. Рисковый продюсер Кори Эллисон (Билли Крудап) хочет влить в зачахшую передачу новую кровь и уже подыскивает ей замену. Первая кандидатка на пошатнувшийся трон Алекс — боевитая и простодушная провинциальная журналистка Брэдли Джексон (Риз Уизерспун). Её имя прогремело на всю страну, когда набрал популярность вирусный ролик, где Брэдли орёт в прямом эфире на своего оппонента — тот осмелился сбить с ног оператора на митинге против закрытия шахты в Западной Виргинии. Брэдли приглашают в Нью-Йорк для интервью — и за кулисами «Утреннего шоу» закручивается нешуточная интрига, осложнённая борьбой продюсеров за власть, амбициями Алекс, импульсивностью Брэдли, уязвлённым самолюбием Митча и личными интересами всех и каждого в съёмочной группе. В качестве греческого хора, который судит о поступках героев по их заявлениям в эфире, выступает вся Америка — гигантская аудитория новостного канала. А сам сериал, размахивая актуальной повесткой MeToo и прикидываясь злободневным околополитическим шоу в духе Аарона Соркина, попросту замыливает животрепещущую тему женской борьбы за равноправие бесконечными историями о том, кто с кем спит и кто против кого дружит. Зачахший жанр «мыльной оперы» возрождается тут во всей красе и в самом увлекательном изводе.

«Венская кровь» (Vienna Blood, BBC)

Сериал, сочинённый сценаристом «Шерлока», снят на натуре в Австрии, и в нём Вена начала прошлого века предстаёт в ореоле излюбленных туристических штампов. Молодой доктор Макс Либерман (Мэтью Бирд) просиживает штаны на лекциях Фрейда и по знакомству попадает в полицию, чтобы изучать психологию преступников. Ему разрешают повсюду сопровождать инспектора Отто Райнхарда (Юрген Маурер) — недалёкого, но ретивого и порядочного служаку. Первым их совместным делом оказывается загадочное убийство женщины, занимавшейся спиритизмом: труп найден в комнате, закрытой изнутри, оружия рядом с ним не обнаружено — не иначе как бедняжка была убита духом, вызванным на сеансе столоверчения. Пока инспектор строит самые примитивные догадки, смышлёный доктор берёт дело в свои руки. Выходит история про «Холмса и Ватсона», только вывернутая наизнанку: дедуктивным методом владеет не сыщик, а доктор. Любителям колорита старой Вены тут есть чем поживиться: при виде впервые выставленного на публике «Бетховенского фриза» Климта одну из героинь накрывает синдромом Стендаля, пижонский параллельный монтаж сводит вместе кабарешную певичку и Густава Малера, аккомпанирующего оперной диве. А герои преследуют преступника, точь-в-точь как в классическом «венском» фильме «Третий человек» — под сводами городской канализации, и решающий разговор с подозреваемым происходит не где-нибудь, а на венском колесе обозрения, где встречались Орсон Уэллс и Джозеф Коттен. В мини-сериале, сделанном, по-видимому, в подражание успешному немецкому ретро-шоу «Вавилон-Берлин», заявлено, к сожалению, всего три серии, зато каждая с отдельным детективным сюжетом.

«Дикинсон» (Dickinson, Apple TV+)

Ещё один проект от стриминговой платформы Apple, оригинальный байопик поэтессы Эмили Дикинсон, которая практически не публиковалась при жизни, но в ХХ веке была признана литературным классиком и драгоценным достоянием Америки. Главная «фишка» сериала — манера изложения. Он сделан как шоу о подростках: герои объясняются на молодёжном сленге, за кадром звучит модный саундтрек (Билли Айлиш, Ник Кейв, Лиззо), а рэпер Уиз Халифа исполняет роль любимого жениха Эмили — Смерти, который является за ней в снах и видениях, в повозке, запряжённой призрачной четвёркой лошадей. Нечто подобное когда-то проделала София Коппола в фильме «Мария Антуанетта». Только жизнеописание самой Дикинсон было куда более прозаичным и бессобытийным — она всю жизнь прожила в Амхерсте, штат Массачусетс, и ни сама Эмили, ни её младшая сестра Лавиния так и не вышли замуж. Эмили была затворницей, одевалась в белое и слыла среди соседей чудачкой, круг её общения был невелик и в основном состоял из корреспондентов по переписке. Она тихо почила в возрасте 55 лет — только после её смерти Лавиния передала для публикации огромный корпус стихов, свидетельствующих о напряжённой духовной жизни поэтессы. Сериал — своего рода анти-ЖЗЛ: в нём юная Эмили предстаёт бунтаркой, убегающей от пресного окружающего мира в свои роскошные фантазии, и, против ожидания, особой скорее отчаянно живой и романтичной, а не меланхоличной унылой девой. Первые эпизоды сериала поставил Дэвид Гордон Грин, в фильмографии которого соседствуют отвязные комедии вроде «Ананасового экспресса» и драмы в жанре южной готики. Вышло фантазийно и поэтично — ну а как было ещё рассказать о самой оригинальной поэтессе своего времени.

«Эпидемия» (Premier One)

Сериал Павла Костомарова по роману Яны Вагнер «Вонгозеро». Сюжет — постапокалиптика. По Москве стремительно распространяется загадочный и смертельный вирус: сначала кашляешь кровью, потом белеют глаза, а спустя сутки ты уже покойник. Чтобы купировать очаги поражения (например, школу), правительство привлекает полицию и ОМОН, а те справляются как обычно — просто поливают инфицированного белой несмываемой краской, запихивают в автозак и увозят в неизвестном направлении. Главный герой сериала Сергей (Кирилл Кяро) — этакий рохля и мужчина без свойств, на которого ярится бывшая жена за то, что ушёл к другой, бросив её с ребёнком. Эту самую брошенку изменщик теперь должен каким-то образом вытащить из-за кордонов — он проживает в коттеджном посёлке за пределами города, а вокзалы, аэропорты и въезды в Москву перекрыты. У Сергея в Карелии живёт старик-отец, у которого в заповедной глуши предположительно можно отсидеться. План такой: нынешняя жена Сергея (Виктория Исакова) с сыном-аспергером, а также бывшая с ребёнком и сосед-жлоб с беременной подругой и дочерью-оторвой должны снарядить караван машин и пуститься в путь по пересечённой местности, где уже бродят банды мародёров, ещё недавно бывшие служителями закона. Это сказочное роуд-муви, дрейфующее между триллером и историей нравов. Сериал не даёт скучать ни секунды и мало-помалу, с каждым следующим километром, который преодолевают герои на пути в неизвестность, превращается в притчу о том, как земля горит под ногами, и живой душе некуда приткнуться во всём огромном русском мире, когда его накрывает хтонь. Последним таким мощным высказыванием о своём времени был фильм «Бумер».