15.01.2018

Мария Кувшинова о фильме «12 лет рабства»

Мария Кувшинова
автор
Мария Кувшинова

Мария Кувшинова — кинокритик. Автор первой биографии режиссёра Алексея Балабанова («Балабанов», 2013, 2015), книг «Кино как визуальный код» и «Александр Миндадзе. От советского к постсоветскому». Куратор (вместе с Иваном Чувиляевым) программы регионального кино «Офсайд» на фестивале «Завтра/2morrow». Писала для изданий: «Афиша», «Empire», «Сеанс», «Colta.ru», «Известия» и других.

Фильм «12 лет рабства» обращается, собственно, к теме теме рабства в Америке XIX века. Тема эта по прежнему актуальна и фильм — не первая и не последняя попытка серьёзно исследовать, что это всё-таки было.

Сама документальная история, которая лежит в основе фильма, очень сильная. Хотя Стив Маккуин хотел снять на эту тему фильм ещё до того, как он узнал о мемуарах Соломона Нортапа, по которым поставлена картина. Он говорил, что для чернокожего режиссёра фильм о рабстве — абсолютно естественный шаг, его интересовала такая сюжетная схема, в которой свободного человека по каким-то причинам заключают в рабство. Так и произошло с главным героем: он был свободным человеком, музыкантом, а в какой-то момент был похищен и выдан за беглого раба, под которого он подходил по описанию. И он провёлв рабстве эти 12 лет.

Надо понимать кто такой Стив Маккуин. Он пришёл в большой кинематограф из современного искусства. Для британцев, среди выходцев из Гренады, где он родился, это очень характерное явление: если во всём мире это началось в 2000-е годы, когда люди, занимавшиеся видеоартом хлынули из галерей в кинематограф, в Британии это происходило уже в 80-е. И его первые картины были фаворитами критиков, участвовали в Каннского кинофестивале. Второй фильм «Стыд» рассказывал о человеке, который одержим сексом, переживает эмоциональное истощение — это совершенно другой аспект исследования телесности. И фильм «12 лет рабства» тоже связан с «идеей тела». Потому что раб, это тот кто редуцируется до физического объекта, до предмета, вещи. Раб — это то же тело, которое можно передавать, насиловать, привязывать, делать всё, что угодно, потому что его воля подавлена самой идее рабства.

Тем не менее фильм «12 лет рабства», фильм который получил «Оскар» — это вполне традиционная картина, в ней нет ничего от видеоарта, следы которого были видны ещё в «Голоде». Фильм обращен ко всем и понятен всем, несмотря на то, что довольно долго длится.