02.11.2017

Метод Мазина: «Леопард» Лукино Висконти

Виктор Мазин
автор
Виктор Мазин

Киновед и психоаналитик Виктор Мазин о фильме «Леопард» Лукино Висконти

Это фильм о расставании с веком аристократизма или с феодализмом, и переход к капитализму. Мы можем обозначить этот переход очень красивыми словами: заканчивается время леопардов, начинается время шакалов. Самая знаменитая фраза из этого фильма — «Для того, чтобы сохранить всё, как есть , необходимы перемены».

Граф Солино понимает неизбежность перемен. А сопротивляйся им, не сопротивляйся им — то, что есть, оно и есть. Необходимо как-то искать пути жизни в новом времени. Сопротивляться новому времени невозможно. Можно только или выпасть из него, или можно попытаться найти себе в нём место, или попытаться… Я скажу сейчас довольно сложно…. Наверное, попытаться в новом мире найти себе себя другого, то есть как-то измениться самому. Герой, граф Солино, довольно такой активный человек, который всё время что-то делает, в чём-то участвует. То есть он не просто пассивный созерцатель перемен.

Мы можем в кинофильме «Леопард» говорить о присутствии режиссёра прямо в кадре. Хотя мы видим знаменитого американского актёра Берта Ланкастера, тем не менее, мы можем говорить, что это второе «Я» самого Лукино Висконти. На каком основании мы можем так говорить? На том, что Висконти из древнего итальянского аристократического рода. И второе основание — так же, как граф Солино в фильме, сам Лукино Висконти всё-таки человек, который не просто держится за традиции и устои, за свой род. Лукино Висконти, так же, как герой его фильма, готов к переменам.

Речь идет о коренной ломке, о самой, что ни на есть, фундаментальной ломке всей жизни людей. Меняются все отношения, любовь уже никогда не будет такой, какой бы она была в докапиталистические времена. Отношения экономические никогда не будут такими, какими они были раньше. Они теперь носят совершенно другой характер. Я вам более того скажу, как психоаналитик скажу, словами Лакана, что само понятие «симптом» возникает при переходе от феодализма к капитализму. Соответственно, даже такое клиническое понятие, как симптом, и то оказывается вписанным вот в этот перелом, в этот переход от одного устройства общества к другому совершенно устройству общества. И фильм без надлома, надрыва, без какой-то боли сделать было очень сложно. И в этом величие Лукино Висконти.

 

Фильмы в материале: