26.01.2017

«Молчание» — золото. Новый фильм Мартина Скорсезе

Кино ТВ
Кино ТВ
Автор статьи

Мартин Скорсезе выпускает картину, к съёмкам которой готовился четверть века. В 88-ом году архиепископ Пол Мур подарил ему роман японского классика Сюсаку Эндо «Молчание» со словами — это именно та книга о вере, которую ты давно искал.

Мартин Скорсезе, режиссёр: «Меня всегда очень интересовала тема католичества. Это видно во многих моих фильмах — «Злые улицы», «Таксист», конечно же — «Бешеный бык». Но я всегда смотрел на вопрос веры, на христианскую мораль с разных сторон, с точки зрения повседневности».

Роман Эндо, проданный миллионным тиражом на родине, считается настоящей вехой в теологических спорах и диспутах. Действие разворачивается в 17-ом веке. Христианство в Японии вне закона, миссионеров преследуют и жестоко наказывают. В таких условиях двое португальских священников пробираются вглубь страны, чтобы найти своего учителя — падре Феррейру. Реально жившего человека. Иезуитского священника, отлучённого от католической церкви, принявшего буддизм и женившегося на японке.

Эндрю Гарфилд, исполнитель главной роли: «Гениальность этого фильма в том, что все персонажи здесь правы и все ошибаются. В нём нет однозначного пути. Однозначных ответов. Есть вопросы: как мы живем вместе и как мы бьёмся друг с другом, даже если не ведём войн. Это касается любых отношений: хоть брака, хоть братства, чего угодно. Как тебе позволить мне быть самим собой, а мне позволить быть самим собой тебе».

Актёрский тандем — что реверанс в сторону молодого зрителя от Мартина Скорсезе. Эндрю Гарфилд — новый «Человек паук». Его напарник Адам Драйвер — антагонист седьмого эпизода «Звёздных войн». Над ними артист хоть и другого поколения, но тоже безусловная звезда — Лиам Нисон. Впрочем, больше всего комплиментов в процессе съёмок собрали артисты японские.

Лиам Нисон, исполнитель главной роли: «Я и раньше работал с японскими актерами. В других фильмах. И всегда был поражён их отношением к делу, той страсти, с которой они берутся за работу. Я даже завидую их мастерству, они могут работать часами, следуя указаниям мастера. Дубль за дублем, не теряя концентрации».

Концентрацию на протяжении 25 лет сохранял и Мартин Скорсезе. Это поразительно, но один из величайших режиссёров в истории кино подошёл к «Молчанию», как чуть ли не главной картине в карьере. Чтобы воссоздать атмосферу Японии 17-го века, взял в помощницы архивариуса и исследователя Марианну Бауэр и художника Дантэ Форетти. Вместе они прочитали несколько сотен книг об истории христианства. Встречались с учёными-теологами, писателями, священниками. А затем за 15 недель выплеснули все полученные знания на плёнку. Режиссёр признаётся, что не знает, когда ещё ему удастся поработать именно так.

Мартин Скорсезе, режиссёр: «Мир изменился очень сильно. В моё время серьёзное кино, вдумчивые фильмы имели огромную поддержку, не все, конечно, но тем не менее. А сейчас всё иначе, иные технологии, иная культура смотрения кино. Серьёзное кино не поддерживается серьёзными бюджетами».

Впрочем, если кто-то из режиссёров старой школы и способен встряхнуть индустрию сейчас — то это именно Скорсезе. Соберёт его философская притча несколько сотен миллионов в прокате, получит свои «Оскары», и студиям придётся признать, что вкладываться можно не только в комиксы. «Молчание» — золото.