Мужикам тут не место — в прокате «Вдовы» Стива Маккуина

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На российских экранах — «Вдовы», новая лента художника и режиссёра Стива Маккуина («Стыд», «12 лет рабства»). Осенью фильм стал безусловным хитом кинофестиваля в Торонто, а сейчас считается чуть ли не главным фаворитом на ключевые «Оскары». Подробнее о картине рассказывает Зинаида Пронченко.

Нравится кому или нет, но мир, в котором мы живём, по-прежнему мужской, хотя песне Джеймса Брауна It’s a Man’s Man’s Man’s World уже больше полувека. Работающая в профсоюзе учителей на полставки и 24/7 — женой уважаемого человека Гарри Вероника (Виола Дэвис) до трагической гибели супруга с напарниками во время ограбления не особенно задумывалась о гендерных вопросах. Точнее, гнала от себя эти мысли. Пентхаус с видом на озеро Мичиган и батарея сумок Hermes в гардеробной — весомый аргумент, чтобы уступить в войне полов без боя. Бывшая party girl Эллис (Элизабет Дебики), эффектная блондинка пикантных польских корней ростом с баскетболиста, и вовсе не представляет, как женщина может что-то решать сама, кроме что надеть. Если мужчина платит, ему все позволено, даже рукоприкладство. Линда (Мишель Родригес) строит из себя эмансипе с рекламной брошюры — она и мать, и бизнесвумен. Но в реальности муж проиграл её магазин на скачках, после смерти оставил лишь долги, и никаким феминизмом делу не поможешь. Когда к Веронике заявится бандит Джамаль, вздумавший баллотироваться в мэры округа, и станет требовать два миллиона, якобы украденные у него уже покойным Гарри, ей, да и остальным дамочкам, придётся выбирать: либо они вечные жертвы, либо надо срочно отрастить яйца. В банду позовут мать-одиночку Белль — стоять на стрёме и рулить фургоном. И начнётся подготовка к реализации масштабного hold-up. Повидавшие много разного в своей жизни вдовы — вовсе не «обычные женщины» (как в свежем сериале Бориса Хлебникова, где героини смешны, потому что берутся не за своё дело), они именно что metoo, знают и могут не меньше, не столько же, а даже чуть больше, чем их усопшие мачо, по которым никто не заплачет, ибо некогда рассусоливать.


Стив Маккуин после четырёхлетнего перерыва вернулся с фильмом на голову сильнее и интереснее всех своих предыдущих работ. «Вдовы» — киноадаптация культового британского мини-сериала 80-х писательницы и режиссёра Линды Ла Планте. Действие Маккуин перенёс из Лондона в Чикаго, город, славящийся в Америке и поныне невероятным уровнем коррупции и круговой поруки. В лихо закрученный сюжет о том, как вор у вора шапку украл (бандит с сыном мэра у конкурирующего за должность бандита) легко можно поверить, если он разворачивается именно на фоне небоскрёбов, утопающих в сиреневом тумане с озера. Самая распространённая фраза в столице Среднего Запада — I know a guy who knows a guy — любую проблему можно решить связями. Другая причина для делокализации — конечно же, фактура: только в Чикаго сохранился городской ландшафт небывалой степени пуризма. Снаружи все эти удивительно строгие здания, неважно, банки или многоквартирные дома, и сегодня производят впечатление культовых сооружений, зиккуратов модернизма, так и не обжитых, не апроприированных человеком, в отличие от Нью-Йорка. Недаром именно в Чикаго снимали и Girlfriend Experience, сериал, который Маккуин отчасти косплеит во «Вдовах», так же обращая внимания зрителя на вопиющую пустоту и враждебность бесконечной анфилады асептических интерьеров.

Оставив в прошлом contemporary art, Маккуин не позабыл, однако, его коды и механизмы, многое во «Вдовах» придумано и сделано по правилам музейного концептуального проекта. Кинопазл тут собран в идеальных пропорциях из самоиронии, патетики, непременной игры в цитаты и, главное, провокации. Уже первый кадр — межрасовые ласки, снятые с намеренным бесстыдством, такой манифест телесности, не толерантности ради, а удовольствия для. Чистому формализму тоже нашлось место. Вся эта реверберация стонов и вздохов, взглядов и жестов, пойманная камерой в зеркалах и окнах, за которыми тёмная-тёмная ночь, озвученная бархатным голосом Нины Симон, — ну это же очень-очень красиво.


Восхищает и целая галерея второстепенных героев, по праву соперничающая в яркости и убедительности с протагонистами. Роберт Дюваль в роли вздорного старикашки, прямо пышущего мизогинией. Или Колин Фаррелл, тяготящийся собственной беспринципностью подлец, может, и мечтающий стать лучше, но уверенный: жизнь — ложь, злу противиться бесполезно. Или Даниэл Калуйя — чернокожий Де Сад, киллер с амбициями театрального режиссёра.

«Вдовы» вроде бы затрагивают целый перечень актуальных болезненных тем (собственно, главная претензия к Маккуину — что он конъюнктурно пытается объять необъятное). Тут и феминизм, и расизм, и социализм, и чёрта в ступе, повестки интертекстуально перетекающие друг в друга и материализующиеся в виде разных угнетённых minorities. Однако пропагандой либеральных ценностей во «Вдовах» и не пахнет. Это фильм, беспристрастно, а-ля Ханеке, фиксирующий ничтожество человеческой природы, никто кроме нас не ответственен за боль, заполонившую мир, как океаническая волна — трюмы и палубы тонущего лайнера. И неважно, как называется судно — «Америка Трампа», «Планета Земля» или просто «Корабль дураков». Главное — что он неумолимо идёт на дно. Потерпевшие тут все. Но преступники тоже. «Вдовы» — не ода женскому началу, потому и нет в картине однозначно положительных персонажей. Главные героини долгие годы комфортно жили в паутине лжи, пусть и сплетённой их мужьями. Существование предшествует сущности, учил нас Жан-Поль Сартр. Женщинами становятся, а не рождаются, утверждала Симона де Бовуар. Вероника, Эллис, Линда и Белль выбирают быть не вторым полом, а собой, когда выбора уже вроде и не осталось. Поздно, сокрушается Маккуин, но лучше, чем никогда.

Читайте также
Феминизм в мешке: Зинаида Пронченко осмысляет сериал «Обычная женщина»
Спустя неделю после завершения сериала как-то особенно понятно, что «Обычная женщина» Бориса Хлебникова, увы, не стала сенсацией. Широкую аудиторию не&nb...
Простота хуже. В прокате «Магазинные воришки», победившие в Каннах
В прокат вышел победитель 71-го Каннского фестиваля — семейная драма плодовитого японца Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки», притворившаяся понач...
Синефилия и мастурбация: что не так с фильмом «Под Силвер-Лэйк»
В российский прокат вышел «Под Силвер-Лэйк» — инди-триллер от режиссёра инди-хоррора «Оно» Дэвида Роберта Митчелла. Лента участвовала в ос...
«Дикая жизнь»: в прокате режиссёрский дебют Пола Дано
До России добрался один из фаворитов «Санденса», хит Каннского фестиваля и смотра в Торонто — первый фильм главного актёра современно...
«Закат» Европы. В прокате новый фильм Ласло Немеша
На российские экраны выходит обладатель приза ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля, фильм «Закат» Ласло Немеша. Это второй полный метр режиссёра после пр...
«Мэнди»: Николас Кейдж на вершине собственной эволюции
В прокате самый дикий фильм Каннского кинофестиваля (притом что там был, например, Гаспар Ноэ) — «Мэнди» Паноса Косматоса, в котором свою лучшу...
Также рекомендуем
Рассказываем о тернистом пути режиссёра к статусу главного кидалта Голливуда.
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Собираем сериальный урожай. Татьяна Алёшичева составила гид по премьерам сентября. История властной медсестры из картины...
Рассказываем о тернистом пути режиссёра к статусу главного кидалта Голливуда.
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Собираем сериальный урожай. Татьяна Алёшичева составила гид по премьерам сентября. История властной медсестры из картины...

Последние новости

Шоураннер «Людей Икс '97» объяснил концовку пятой серии
Сценарист хотел добиться максимального шока.
«Узрите начало»: Постер мультфильма «Трансформеры Один»
Главные герои собрались вместе на фоне Кибертрона.
00:00