09.11.2017

Не только «Восточный экспресс». Экранизации Агаты Кристи, которые вы могли пропустить

Кино ТВ
Кино ТВ
Автор статьи

К выходу новой версии «Убийства в «Восточном экспрессе» Игорь Кириенков вспоминает несколько примечательных и не слишком известных фильмов, снятых по произведениям «королевы детектива».

«И не осталось никого» (1945)

Не потерявшая за 70 лет ни в бойкости, ни в юморе экранизация романа «Десять негритят» от Рене Клера. Некий А.Н. Оним письменно приглашает на необитаемый остров десять не знакомых друг с другом человек, которые когда-то совершили преступления и не понесли за это наказания, — и начинает их методично убивать. С одной стороны, классический герметичный детектив с нетривиальной развязкой, с другой — блестящая комедия положений: особенно хорош Миша Ауэр в роли князя Никиты Старлофа.

«Убийства по алфавиту» (1965)

В серии об Эркюле Пуаро всегда был важен юмор — взять хотя бы внешний вид бельгийского сыщика или его манеру называть себя величайшим детективом на свете — но Фрэнк Тэшлин, поставивший «Убийства по алфавиту», скорее, перестарался: эта картина напоминает самые нелепые серии бондианы с Роджером Муром, практически «Живи и дай умереть». Тем, кому — вслед за самой писательницей — не по нраву такое обращение с оригиналом, можно порекомендовать более традиционную версию — первую серию четвертого сезона «Пуаро».

«Горе невинным» (1984)

Один из самых беспросветных сюжетов Кристи: доктор Артур Калгари пытается доказать, что его случайного попутчика Джека Аргайла казнили напрасно — он не убивал свою приемную мать. Несмотря на более чем выгодные стартовые позиции — помимо мощной истории тут весьма впечатляющий актёрский ансамбль (Дональд СазерлендФэй ДанауэйКристофер Пламмер и Йен МакШейн) — из фильма Десмонда Дэвиса даже близко не получился «Китайский квартал». Вместе с тем, это, вероятно, наиболее удачная попытка опытной детективщицы переквалифицироваться в психологические, не хуже Диккенса, реалисты — и идеально изобразить уродливые, полные взаимного недоверия семейные отношения.

«Свидание со смертью» (1988)

Ещё одна картина, берущая в основном сильным актёрским составом — ну и, конечно, экзотическим сеттингомПуаро оказывается в Иерусалиме, где проделывает всё то же самое, что и в спальном вагоне «Восточного экспресса», чтобы среди уймы подозреваемых найти истинного убийцу противной тюремщицы Эмили Бойнтон. Предыдущее упражнение режиссёра Майкла Уиннерав криминальном жанре — экранизация «Глубокого сна» Рэймонда Чандлера — сильно проигрывала одноимённому фильму 1946 года с Лорен Бэколл и ХамфриБогартом, но ведь не каждому по зубам тягаться с Ховардом Хоуксом. Вот и ближневосточные приключения бельгийского следователя — при всех издержках — заслуживают внимания: в конце концов, это здесь Питер Устинов в последний раз примерил хрестоматийную шляпу.

«Загадка Эндхауза» (1989)

Пуаро и на отдыхе не дают покоя: за обедом он обнаруживает в стакане пулю, предназначенную для хозяйки поместья Эндхауз, — и погружается в очередное запутанное, с несколькими поворотами винта, дело. В отсутствие серьезных финансовых мощностей — уездную Англию, кажется, снимали где-то на русском юге — у Вадима Дербенёва вышла более чем достойная экранизация не самого известного текста Кристи, музыку для которой написал Микаэл Таривердиев. Обязательно обратите внимание на Гастингса — молчаливого спутника Пуаро, от сцены к сцене меняющего костюмы: это телеведущий Дмитрий Крылов, который здесь здорово смахивает на Олега Янковского.

«Бледный конь» (1997)

Непривычный — в том числе, и для самой Кристи — заход на территорию агента 007 или, возьмем пример поновее, сериала «Шерлок»: Марк Истербрук сражается с организацией «Бледный конь», травящей людей талием. Назвать фильм Чарльза Бисона, с тех пор сделавшего себе имя на научно-фантастических шоу вроде «Граней», «Сверхъестественного» и «Революции», обязательным к просмотру довольно сложно, однако для тех, кто не любит крупные циклы писательницы, это будет далеко не худший способ скоротать полтора часа в обществе совсем неизвестных героев — при переносе на экран Бисон убрал даже вполне побочную линию с Ариадной Оливер, подругой Пуаро.

«Неудача Пуаро» (2002)

Под лукавым названием скрывается телеверсия вполне каноничного произведения Кристи — «Убийства Роджера Экройда», поразившего первых читателей неожиданным, против всех правил, твистом в финале. Можно спорить, не лучше ли было экранизировать книгу более экономными средствами (совокупный хронометраж 5-ти серий — более 4-х часов), и насколько Константин Райкинподходит на главную роль, но «Неудача Пуаро» определённо стала рубежным сериалом для постановщика Сергея Урсуляка, который пять лет спустя снял «Ликвидацию», а затем и вовсе стал главным на российском ТВ специалистом по адаптациям крупнотоннажной русской классики («Жизнь и судьба», «Тихий Дон»).

«Большое алиби» (2008)

Кристи как-то призналась, что испортила свой роман «Лощина», когда ввела туда Пуаро. Паскаль Боницер, автор «Большого алиби» — свободной в деталях, но точной в главном экранизации книги — оказался прозорливее автора и доверил расследование убийства на вилле лейтенанту Гранже (Морис Бенишу из «Амели» и «Скрытого»). Это явно пошло тексту на пользу: закрученный сверх меры сюжет на чужой земле приобрёл коварную легкомысленность триллера с адюльтером — жанра, в котором французский кинематограф чувствует себя уверенее всего.

«Убийство в «Восточном экспрессе» (2015)

Местами довольно потешная — чуть-чуть не буффонада — японская версия классического западного детектива XX века: отличная альтернатива как сидни-люметовской, 1974 года, так и новейшей, с Джонни Деппом и Мишель Пфайффер, экранизации — ещё и в двух длинных сериях. Пуаро тут зовут Такеру Сугуро(Мансай Номура, озвучивавший «Ветер крепчает»), и, хотя усы у него не такие пышные, как у Кеннета Браны, со своей ролью он справляется великолепно — как, впрочем, и вся команда. Любителям ещё более игривых прочтений можно порекомендовать «Мистерию» Раджи Навате — индийскую вариацию «Десяти негритят», соединяющую триллер и мюзикл.

«Скрюченный домишко» (2017)

Может быть, не самый знаменитый, но точно самый любимый Кристи роман — и вполне конгениальная ему экранизация. Частный детектив по приглашению своей бывшей возлюбленной берётся распутать убийство её деда-богача — в подозреваемых, по обыкновению, ходят все домочадцы, не исключая заказчицы. Выполненный в кэмповой манере — с беспокойной камерой и артистами в забавных образах (особенно выделяются главные звёзды: Гленн Клоуз с ружьём, Кристина Хендрикс — вчерашняя танцовщица и Джиллиан Андерсон в парике) — «Домишко» Жиля Паке-Бреннера (снимавшего в «Тёмных тайнах» Шарлиз Терон и ту же Хендрикс) сохраняет драматургическую свежесть оригинала: догадаться, кто именно подменил лекарство пожилому олигарху, решительно невозможно.