12.01.2018

Неочевидные фильмы к неочевидному празднику

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Тематическая подборка Анны Петровой для тех, кто не собирается игнорировать Старый Новый год, но после январских каникул не в силах продолжать праздновать.

1. «Рождество, опять» (Christmas, Again, США, 2014), реж. Чарльз Покел

Чарльз Покел смотрит на Рождество глазами грустного торговца ёлками Ноэля. Он до ночи мёрзнет на улицах Бруклина, и каждый покупатель норовит спросить, где же та милая девушка, с которой он продавал ёлки в прошлом году. Девушки у Ноэля больше нет, как и рождественского настроения. 
Точно так же в «Рождестве, снова» нет ярмарочной эстетики — Прайс предлагает путешествие в сезон чудес и волшебства, предварительно сорвав со своих героев блестящую праздничную обёртку.
Нежный и сдержанный фильм, где присутствуют и грусть, и потерянность, и вспышки надежды.

2. «Ещё один год» (Россия, 2014), реж. Оксана Бычкова

Молодые супруги Женя и Егор Комаровы готовятся к Новому году. Не так давно они переехали в столицу из провинции и теперь пытаются найти в Москве своё место. Женя нашла его в опенспейсе, в компании креативных и хорошо одетых, Егор же решает просто таксовать. 
Фильм, снятый по сценарию Любови Мульменко («Комбинат надежда», «Как меня зовут»), стремится к максимальной правдоподобности и точности. Оксана Бычкова сняла слепок с жизни молодой, ничем не примечательной пары — поэзия повседневности переплетается с пронзительной историей двух влюбленных. Невозможно быть вместе, невозможно не быть — и так целый год.

3. «Неспящие в Сиэтле» (Sleepless in Seattle, США 1993), реж. Нора Эфрон

Чикагский архитектор Сэм и его восьмилетний сын Джона бегут в Сиэтл от тягостных воспоминаний, чтобы начать новую жизнь. В канун Рождества Джона делает звонок в радиопередачу, в эфире которой можно загадать рождественское желание. Желание Джоны — поскорее найти для папы новую жену. Вместе с тысячами американцев этот трогательный рассказ слышит журналистка Энни, которая включила радиоприёмник на другом конце США.

4. «Мелодия для шарманки» (Украина, Россия, 2008), реж. Кира Муратова

В канун Рождества двое сироток отправляются на поиски своих отцов. Им предстоит пройти через целый мир, тщательно выстроенный Кирой Муратовой. В «Мелодии для шарманки» повествование ведётся в манере святочного рассказа в духе «Девочки со спичками». Сравнение условно, ведь в своём фильме Муратова доводит рождественскую притчу до степени абсурдной трагикомедии. Она зло шутит над причудливыми формами человеческого безумия и глупости. При этом кажется,что безжалостная ирония Муратовой не знает границ.

5. «Эта прекрасная жизнь» (It’s a Wonderful Life, США, 1946), реж. Фрэнк Капра

Честный гражданин, отзывчивый сосед, любящий муж и заботливый отец Джордж Бейли подавлен невзгодами и подумывает о самоубийстве. На помощь ему приходит самый настоящий ангел по имени Кларенс. Кларенс находится лишь в начале ангельской карьеры, поэтому крылья ему ещё не выдали. Уже много десятилетий этот фильм является самой рождественской историей Голливуда. Фрэнк Капра снял ленту после своего возвращения со Второй мировой войны и жаждал рассказать особенную историю из жизни простого честного человека: о его нелёгком пути, о преградах и испытаниях, о человеческом отчаянии и возможной победе над ним.

6. «Семьянин» (The Family Man, США, 2000), реж. Бретт Ратнер

Однажды в рождественскую ночь преуспевающий бизнесмен Джек Кэмпбелл ложится в свою кровать на Манхэттене, а просыпается в Нью-Джерси, рядом с женщиной, которую он бросил много лет назад. Оказывается, за эту ночь судьба Джека сделала невиданный пируэт — теперь он не руководитель корпорации, а простой американский семьянин,торгующий шинами. Это незатейливая рождественская сказка со всеми необходимыми атрибутами развлекательного кино: приятная расслабленность, пушистый снег в кадре, безусловная мораль и негативные рецензии кинокритиков

7. «Том и Томас» (Tom & Thomas, Великобритания, Нидерланды, 2002), реж. Эсме Ламмерс

Рождественская сказка с лихо закрученным сюжетом и налётом «диккенсовской» готики. Канун Рождества, в зеркальном лабиринте Музея науки Том встречает своего близнеца Томаса. Восьмилетние братья обещают друг другу больше никогда не расставаться — во что бы то ни стало и несмотря ни на что. 
Классический сюжет о двойнике, выполненный в духе приключенческого романа, может увлечь как детей, так и взрослых. И пусть он заведомо наивен в некоторых коллизиях и поворотах, пусть сделан в бесхитростной манере сказки со счастливым концом, важнее другое — в нём есть идея дружбы и самоотверженности и обаяние рождественской истории.

8. «Жена епископа» (The Bishop’s Wife, США, 1947), реж. Генри Костер

Епископ Генри Брогхэм одержим идеей построить новый кафедральный собор — всё своё время он посвящает сбору пожертвований от богатых горожан. Он увлечён своей мечтой настолько, что даже в канун Рождества забывает уделить время своей жене и дочери. Ангел Дадли послан на землю, чтобы напомнить Генри о том, что при таком подходе его деятельность обыкновенная суета сует — всё суета. Обаятельная комедия, обёрнутая в традиционный умиротворяющий дух Рождества с Кэри Грантом в главной роли.

9. «Приходи на меня посмотреть» (Россия, 2000), реж. Михаил Агранович, Олег Янковский

Российская новогодняя мелодрама, снятая по мотивам пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала». История разворачивается в обыкновенной московской квартире в канун Нового года. В квартире проживает уже немолодая Татьяна со своей престарелой матерью Софьей Ивановной. Для Софьи Ивановны неустроенная личная жизнь дочери — настоящая трагедия. Чтобы успокоить мать, Татьяна отчаивается на авантюру — выдаёт абсолютно незнакомого мужчину за своего жениха.
«Приходи на меня посмотреть» — это камерный фильм, сохранивший крепкую структуру театральной пьесы. Это очень обаятельная история, обладающая и внутренним благородством, и домашней теплотой.

10. «Полярный экспресс» (The Polar Express, США, 2004), реж. Роберт Земекис

Главный герой фильма — маленький мальчик, который давно утратил веру в чудеса. В ночь перед Рождеством он просыпается от грохота проходящего поезда. Говорят, что это специальный рождественский рейс, который доставляет детей к Санта-Клаусу. Герой в эту сказочную чепуху давно не верит, но всё же любопытство берёт верх. Всем занять свои места — поезд следует на Северный Полюс.
Фильм сделан при помощи технологии motion capture (метод часто используется в компьютерных играх), которая подчёркивает сновиденческий тон фильма — грань реального и виртуального здесь практически стёрта. Герой и сам не может понять — снится ли ему всё это, или Санта Клаус действительно существует?