11.11.2019

Новое болгарское кино: что это такое?

Ксения Ильина
автор
Ксения Ильина

На Санкт-Петербургском культурном форуме в рамках секции «Кино» с 14 по 17 ноября пройдут показы нового болгарского кино — феномена, о котором с каждым месяцем становится всё труднее молчать. Болгары уверенно завоёвывают фестивальный мир. Их фильмы путешествуют по самым престижным фестивалям от Торонто до Локарно, от Берлина до Карловых Вар. Каждый фильм как будто снят под микроскопом — ведь на маленьких территориях такими очевидными становятся большие проблемы, нужно только выбрать правильную оптику для того, чтобы их разглядеть.

После связанной с отсутствием адекватной системы финансирования «чёрной дыры», которая длилась почти десять лет с ключевого для постсоветского пространства 1991 года, болгары снова стали снимать. И сегодня практически в каждом из болгарских фильмов режиссёру удаётся через одну семейную историю показать то, чем является современная Болгария. На первый взгляд может показаться, что мировой успех болгарского кино кроется в бойком умении рассказывать знакомые каждому истории. Но это верхушка айсберга. Удивительно то, что у абсолютно каждого режиссёра, сделавшего возможным существование современного болгарского кино, есть свой неповторимый визуальный стиль. Болгары каждый раз назначают своеобразным барометром здоровья страны одну условную семью — и через пристальный взгляд на хрупкость семейных отношений продолжают вести живой и самобытный рассказ о том, что вызывает у них беспокойство. Болгарские фильмы словно дышат, в них буквально много воздуха и света. В них точно есть проживание коллективной постсоветской боли, которая вот-вот всплывёт на поверхность, но всегда остаётся под покровом пронзительного чувства юмора, которое отличает каждый второй современный болгарский фильм.

«Ага», реж. Милко Лазаров

Режиссёр Милко Лазаров начал своё фестивальное восхождение с Венецианского фестиваля — именно там в 2013 году был показан его дебют «Отчуждение». В первом своём фильме Лазаров вёл разговор о том, как работает система торговли детьми в современной Болгарии. К слову, уже знакомая русскому зрителю «Ирина» Надежды Косевой, побывавшая на фестивалях в Иванове и на Сахалине, рассказывает примерно о том же. Все успешные болгарские истории так или иначе — про семью и про её невозможность, про боль и преодоление, про воссоединение с теми, кого любишь, и способность вовремя попрощаться. «Ага» именно об этом. Нанук и Седна, герои нового фильма Лазарова, живут на крайнем севере. Они понимают, что им осталось жить совсем недолго, и когда смерть уже готова ступить на порог, Седна просит Нанука отправиться на поиски когда-то сбежавшей дочери.

14 ноября, 19:30
Книжный магазин «Порядок слов» (наб. реки Фонтанки, 15)

Афиша фильма «Молчание моей сестры», реж. К. Коларов

«Молчание моей сестры», реж. Киран Коларов

Киран Коларов — самый выносливый бегун на режиссёрской дистанции среди режиссёров программы. Он начал свою карьеру ещё в 1970-х, снял восемь фильмов, а в 2018 году, после восьмилетнего перерыва в работе, вернулся с девятым. Его «Молчание моей сестры» — точно так же о непрочных отношениях между людьми. Дочь выбирает плохого парня, не находит общего языка с сумасшедшей матерью и злится на младшего брата за трогательные и смешные попытки её опекать. «Молчание» удобно разбирать на цитаты — так точно Коларов работает с языком своих персонажей.

Фильм представят режиссёр картины Киран Коларов и продюсер Галина Тонева.
16 ноября, 15:00
Киноцентр «Дом кино» (Караванная ул., 12)

«Отец», реж. Петар Вылчанов, Кристина Грозева

Победивший на престижном фестивале в Карловых Варах «Отец», пожалуй, олицетворяет собой всё, чем хорошо современное болгарское кино, а его режиссёры, творческая пара Петара Вылчанова и Кристины Грозевой, сегодня являются самыми обсуждаемыми болгарскими режиссёрами в мире. Все три их фильма, «Урок», «Слава» и теперь «Отец», — это талантливое упражнение в собственном оригинальном стиле. Вылчанова и Грозеву всегда интересуют судьбы отдельных, если хотите, тех самых «маленьких» людей, которые никогда с такой очевидностью, как у них, не становились столь сильными героями на экране. В центре сюжета «Отца» — история старого Василя и его сына, который приезжает на похороны матери. Но Василь не лыком шит. Он не особенно верит, что все проблемы решаются в этом мире, поэтому не шибко страдает по усопшей жене и одержим идеей выйти с ней на связь. Абсурдность ситуации, в которой фейковый экстрасенс в болгарской глубинке олицетворяет надежду на контакт с умершей, в этом фильме становится мерилом человечного взаимопонимания, которое герои так отчаянно ищут и не могут найти.

Фильм представит исполнитель главной роли — актёр Иван Савов.
16 ноября, 19:30
Киноцентр «Дом кино» (Караванная ул., 12)

«3/4», Илиан Метев

Игровой дебют Илиана Метева в 2017 году увёз в Болгарию «Золотого леопарда» — главную награду фестиваля в Локарно. А в 2012 году его документальная картина «Последняя скорая помощь Софии» была с восторгом принята в Каннах. «Три четверти» — это история об оглушающей глухоте, с которой сталкиваются юная пианистка Мила, её отец и маленький брат. Они проводят вместе лето, пытаясь по крупицам собрать в единое целое то, что называется «нормальной семьёй». Но желание соответствовать некой абстрактной норме заглушает любую способность его воплотить. Трогательный и точный фильм Метева о том, как совершенно чужие люди, живущие под одной крышей, предпринимают последнюю попытку узнать друг друга, был показан на фестивалях в Торонто, Сан-Себастьяне и Роттердаме.

17 ноября, 17:00
Книжный магазин «Порядок слов» (наб. реки Фонтанки, 15)