11.06.2019

«Керосин» Разыкова и «Троица» Ян Гэ

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Второй день «Кинотавра»: в конкурсе встретились актриса Гоголь-центра, а теперь и режиссер, китаянка Ян Гэ, которая привезла на фестиваль сексуально-религиозную драму «Троица», и постоянный участник смотра Юсуп Разыков (его «Керосин» рассказывает историю старухи Павлы, для которой керосиновая лампа становится единственным лучом света в темном царстве).

Если подробнее, то «Троица» Ян Гэ — это довольно обескураживающее в своей непосредственности высказывание о том, что Бог — это не только Любовь с большой буквы, но еще и счастье (с маленькой) в личной жизни. Метания главной героини, самой Ян Гэ, между привилегированным белым мужем и темнокожим любовником — набор уморительных, хоть и довольно стереотипных скетчей: беседа с психоаналитиком и священником, трудности перевода с китайского в университетской аудитории, игра в «наперстки» с секс-игрушками, раскаяние в католической церкви. В пересказе «Троица» звучит, пожалуй, чудовищно, но легкость, с которой Ян Гэ прыгает по всем этим кинематографическим штампам, все-таки подкупает. «Троица» — это кино без оглядки на зрителя и критиков и уж тем более без прицельного взгляда на фестивальные призы или прокат — подобное отношение к себе не может не вызывать восхищения.

Сеанс «Керосина» Юсупа Разыкова сразу после — это, конечно, принципиально другой опыт. Как будто вы два часа весело играли в снежки, а потом кто-то зарядил вам прямо в лицо огромным булыжником. Уже в сцене открытия Валерий Маслов из «Турецкого седла» сворачивает голову курице по заветам Ларса фон Триера и утёнка. Дальше всем будет только хуже, костры Линча встретятся с экзистенциальными кошмарами Бергмана, русские заветные сказки с беспощадным русским арт-хаусом. Этот фильм — очень тяжелое переживание, но на финальных титрах понимаешь, что все было не зря. И да, соревнование за приз лучшей актрисе, похоже, можно закрывать, Ольга Сусанина в заглавной роли невероятна!

Впрочем, кажется, главный фильм сегодняшнего дня в конкурсной программе не участвовал да и вообще еще не готов. В секции Work in progress Алексей Федорченко показал 10 минут своей новой картины «Последняя милая Болгария» — экранизации повести Зощенко «Перед восходом солнца». Что ж, это настолько грандиозно, насколько могут быть грандиозный презентационные десять минут. Запишите на манжетах — надо ждать!