18.04.2017

Обзор фильма: «Облепиховое лето», байопик об Александре Вампилове

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Лето 1967-го. Александру Вампилову вот-вот исполнится тридцать лет. Дописана «Утиная охота». Кажется, вот-вот столичные театры падут перед молодым драматургом. В этот полный надежд, счастливый, момент и начинается драма «Облепиховое лето». Фильм, который сейчас снимается на киностудии «Лендок».

Ольга Погодина-Кузмина — сценарист фильма: «Байопики очень сложный жанр. Очень редко кто-то с ним справляется. И справляются с ним те, кто не боится художественного осмысления темы. Когда мы идём просто по биографии, перечисляем факты — это самый неудачный ход. Мы знаем много таких историй. Мы постарались понять художника через художественный образ».

Режиссёр — Виктор Алфёров. До этого поставил шестнадцать спектаклей и три документальных ленты. «Облепиховое лето» — его полнометражный игровой дебют. Его идея, его чуть ли не «гамлетовский» замысел.

Виктор Алфёров, режиссёр фильма: «Я беру историю «Вампилов и отец», которого он никогда не видел, который был расстрелян. Тема безотцовщины. И очень важно показать, откуда рождаются пьесы: почему «Старший сын», откуда это всё идет».

Сценарий основан на переписке Вампилова с женой и завлитом театра Ермоловой — Еленой Якушкиной. Потом были консультации с друзьями драматурга и его вдовой, Ольгой Вампиловой. Документальный подход, документальное прошлое Алфёрова предопределили эстетику будущего фильма.

Виктор Алфёров, режиссёр фильма: «Нам показалось, что это очень важно, документ не только на уровне текста. Нам захотелось расширить, мы начали отсматривать архивы и хотим использовать документальные кадры и даже монтировать — например, где герой наш идёт. Нам кажется это важным — документальное высказывание. Вампилов — он всё же не вымышленный персонаж».

Невымышленного героя играет Андрей Мерзликин. Пожалуй, нет среди русских артистов человека, более похожего на Вампилова внешне, но внешность, говорят, не главное.

Андрей Мерзликин, исполнитель роли Александра Вампилова: «В нашем деле очень важно быть смелым. Как сказал Шукшин: «Я смел, и я прав». Можно долго рефлексировать, соответствую ли я точной реконструкции этого человека, или я право имею с точки зрения художественной смелости. Я выбираю второе».

Вампилов мало улыбается. Он взъерошен и растерян. Все вокруг говорят, что он главный советский драматург, а руководители театров не принимают пьесы.

Максим Заговора, корреспондент: «Прямо сейчас снимается одна из ключевых сцен фильма — разговор Вампилова с Ефремовым в коридоре МХАТа. Вампилов мечтал увидеть хотя бы одну свою пьесу на сцене хотя бы одного столичного театра, но так и не увидел».

В 72-м году он ехал на моторной лодке по родному Байкалу. Лодка перевернулась. Вампилова не спасли. И тут, конечно, пошли премьеры за премьерой.

Ольга Погодина-Кузмина, сценарист фильма: «Сам Ефремов в воспоминаниях говорил: «К сожалению, мы не поняли Вампилова, проглядели талант человека, который опередил своё время».

Андрей Мерзликин, исполнитель роли Александра Вампилова: «Это Гагарин! Один из первых, кто в советской драматургии сделал шаг вперёд. Один из первых, кто вынес на сцену правду. В бытовом и аллегорическом смысле. С одной стороны, правду жизни, а с другой — важнейшую метафору».

Кино, как самое популярное из искусств, может стать новым поводом для интереса к драматургу. Все создатели «Облепихового утра» говорят, что если после выхода фильма на прилавках появится, пускай в мягком переплете, пускай с Мерзликиным на обложке, но переизданный Вампилов, а в театрах заново начнут ставить «Утиную охоту» и «Старшего сына» — миссия будет выполнена.