28.11.2019

Обзор (к)инопрессы #16: прощание с 2010-ми

Виктор Непша
автор
Виктор Непша


Не только Кино ТВ подводит итоги 2010-х. Новый выпуск (к)инопрессы — о том, как с декадой прощаются те, кто пишет на английском.


Звуки

Начнём с аудиального. Перечень лучших саундтреков 2010-х:

Entertainment.ie идут по проторённой дорожке: от бухающего Циммера через беззлобное ретро «Стражей галактики» к репрезентативному фолку «Внутри Льюина Дэвиса».
Happymag.tv: часть завсегдатаев не поменялась (Циммер, Гринвуд, Резнор&Росс), добавились витающий между кэмпом и изящностью Александр Деспла и мастер эмбиента Рюити Сакамото.
Entertainment Weekly оценивают в более оскаровском формате, приглядываясь не к конкретным альбомам, а к песням. Среди исполнителей — Анна Кендрик, Лана дель Рей, Фарелл Уильямс, а венчает топ, скажем кликбейта ради, нашумевший дуэт.
Spotify подготовил что-то среднее между списками выше — не альбомы и не песни, а отдельные треки. В деле всё тот же Циммер, Рамин Джавади, Людовико Эйнауди и Junkie XL.

Под гнётом заслуженных имён несправедливо обойдён вниманием ряд релизов, о которых лично мне хочется не забыть упомянуть.

Ну а список лучших саундтреков по версии Кино ТВ, напоминаю, можно изучить здесь. >>


Герои

На Complex перечисляют героев (и конкретных людей, и целые компании), определивших кино- и ТВ-индустрию в 2010-е. Среди прочих упоминаются:

A24 — не просто выживают в сложное для независимых кинокомпаний время, но ещё и выпускают «Ex Machina» (2014), «Лунный свет» (2016), «Хорошее время» (2017). В этом году — «Прощание», «Маяк». А впереди, хочется надеяться, стабильное будущее.
Дуэт Бениофф – Вайсс — как ни относись к «Игре престолов», едва ли здесь нужно добавлять что-либо ещё.
Джиллиан Флинн — если любой журналист мечтает стать писателем, то путь Флинн в 10-е — олицетворение этой мечты.
Леонардо ДиКаприо — «последняя настоящая кинозвезда», неизменный знак качества и просто длительная история всеобщего оскаровского сочувствия.
Кевин Файги — Disney должны ему кепку из чистого золота за все заслуги.
Дональд Гловер — лучший современный претендент на стереотипный титул «человек эпохи Возрождения».
Райан Мёрфи — каждому бы так любить свою работу.
Брэд Питт — за то, что, будучи Брэдом Питтом, продолжает брать рискованные и интересные роли, аналогично действуя и в области продюсирования. Его все знают, ему нечего терять, он просто спокойно наслаждается тем, что делает в последние годы. Идеальный вариант для звезды мирового класса.


Япония

Сразу два итоговых материала от The Japan Times. Первый — о том, что за прошедшее десятилетие изменилось в аниме. В начале 2010-х бесспорным чемпионом проката в отрасли был Хаяо Миядзаки. Его (на тот момент окончательный) уход оставил пустующей значительную нишу, чем попытались воспользоваться последователи разной степени таланта — результат был скорее противоречивым. В итоге больше внимания и сборов получили Мамору Хосода («Волчьи дети Амэ и Юки», «Ученик чудовища») и Макото Синкай («Твоё имя», «Дитя погоды») — тоже, мягко говоря, не новички индустрии. Относительно недавние новости о возвращении Миядзаки перевернули все расклады с ног на голову, как будет выглядеть баланс сил в новом десятилетии — загадка. Ясно только, что мастера, с одной стороны, не перевелись, а с другой — никак не могут уйти на пенсию. Будет интересно.

В то же время, по словам авторов, телевизионное аниме специфически продолжило мировые тенденции — поиск небольшой, но преданной и устойчивой группы поклонников. Основным способом дистрибуции оставались ночные показы + продажи DVD и Blu-ray — и такой вариант давал всё меньше прибыли. Изменения пришли извне: зарубежному рынку с ростом стримингов понадобилось больше аниме, в страну едут работать выросшие на аниме люди. Нельзя сказать, что жанр только сейчас столкнулся с интернационализацией, но именно изменения последних лет сделали возможным подобный рост спроса. Другой вопрос: как такие глобальные процессы повлияют на саму составляющую аниме. Возможно, ответ даст следующее десятилетие, а пока у японской анимации всё спокойно.

Второй текст посвящён японскому игровому кино. Авторы с сожалением резюмируют, что, за исключением «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээды, громких международных успехов национальные картины не снискали. Внутренняя проблема тоже универсальна — люди просто не ходят в кино на что-то, кроме продолжений франшиз или кроссоверов. При этом японские фильмы зачастую проигрывают зарубежным конкурентам.

При чтении текста складывается карта из знакомых тезисов: контент, уступающий в качестве зарубежным аналогам, развлекательный ширпотреб, неправдоподобие. Вспоминаются надоевшие стереотипы про безусловно и повсеместно плохое российское кино — что-то похожее по данному материалу получается и с кино японским. Но хотя большие мастера недавних лет вроде Китано уже не в форме, хочется верить (как и в случае с отечественными стереотипами): недовольные ошибаются.


Комиксы

Нельзя обойтись без особого упоминания работ Marvel — на 10-е годы пришёлся расцвет «Саги бесконечности», «Мстители: Финал» побили рекорд «Аватара» по кассовым сборам, франшизу не дают в обиду даже таким мастодонтам, как Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола. Entertainment Weekly дают беглую хронологию истории создания супергеройской вселенной, цинично сравнивают клиффхэнгер в конце «Войны бесконечности» с тайной убийства Кеннеди и оценивают динамику развития неидеальных персонажей. Screenrant добавляет ложку дёгтя, пересчитывая худшие марвеловские фильмы декады — там, ожидаемо, не только «Сага бесконечности». Можно попробовать угадать, какую (округлённую до целого) оценку выставили «Фантастической четвёрке».

Hollywood Reporter вспоминает, как актёры попадали в кинофраншизу: о вере в Роберта Дауни-младшего, скромности Криса Эванса, длительном испытании Криса Хемсворта и выборе Криса Прэтта вопреки всему.

А Buzzfeed в своём репертуаре делает подборку (иногда) забавных моментов, связанных с кастом Marvel.


Киберпанк

Самое время перейти к другой франшизе. В уходящем десятилетии она подарила только один новый фильм, зато какой — «Безумный Макс: Дорога ярости». The A.V. Club утверждают: мы имеем дело с картиной декады. Зрелищной, драйвовой, красивой, выверенной, несмотря на видимую хаотичность, и, главное, универсальной. Автор считает, что, в отличие от условных «Мастера», «Древа жизни» или тех же фильмов Marvel, «Дорога ярости» нравится почти всем. Ну или не раздражает почти никого — в данном случае вещи родственные.

Работа Джорджа Миллера не действует совсем прямолинейно, что позволяет трактовать её как угодно, вплоть до пророческого антитрамповского высказывания (где-то здесь поставьте галочку за реализованный стереотип).

Ближе к концу автор выпускает пар и нападает на Голливуд в риторике более ретроградской, чем нашумевшие высказывания Скорсезе. Но если перетерпеть худо сколоченные метафорические «корабли надежды» в тексте, получится неплохое объяснение того, чем всех так покорил фильм Джорджа Миллера — уже с определённой временной дистанции (прошло 4,5 года!).


Facebook

Ещё одна картина, о которой вспоминают чаще других, — «Социальная сеть». Да, она вышла в 2010-м, но раз уж все провожают декаду в 2019-м, критики решили быть последовательными. На Indiewire о работе Дэвида Финчера говорят не столько как о лучшей, сколько как об определившей десятилетие — она оказалась наиболее популярной у критиков-респондентов. Cinema76 отмечают, что события прошедших лет заставляют взглянуть на картину в целом и главного героя в частности в новой перспективе:

«При просмотре фильма 10 лет назад персонаж Марка Цукерберга казался одиноким озлобленным парнем с плохими социальными навыками. Вся история с Facemash <...> была грубой — как и многое в Интернете в ту пору. Поэтому поведение главного героя не выглядело выходящим из ряда вон сильнее, чем контент на CollegeHumor, HotOrNot.com. Но мой взгляд изменился за прошедшие годы. Поведение Цукерберга [в картине] крайне беспокоит меня сейчас. Просмотр “Социальной сети” для написания этого текста заставил меня осознать, как далеко я зашёл и как ужасны всегда были импульсы, передаваемые Facebook».


Списки

Очень много списков — уставшим от подведений итогов где-то здесь можно закрывать страницу. Остальные мазохисты — наслаждайтесь:

Чтобы сократить количество наименований, топ откроет список списков от Criterion , где компактно собрано большое число разнообразных кинорейтингов от критиков, в том числе и в Twitter. Можно было бы составить список таких списков списков, но мы решили не травмировать читателей чрезмерно.
— Подборка латиноамериканских фильмов декады от Remezcla

Лучшая актёрская игра 2010-х

Шедевры Болливуда последних лет

Самые ожидаемые картины 2020 года

Лучшие мини-сериалы 2010-х

Крупные кассовые провалы десятилетия

Остальные топы лучших фильмов декады:

— Рейтинг от Polygone
— Несколько подборок от Insider: лучшие, лучшие и худшие, самые популярные картины десятилетия
— 30-ка от Exclaim
— Топ-100 от Consequence of Sound
— Полсотни лучших фильмов от The Young Folks
— Подборка из 20 картин на Entertainment.ie
— Лучшие фильмы и лучшие ТВ-шоу на Rotten Tomatoes

Теги: