19.12.2019

Обзор (к)инопрессы #18: «Звёздные войны», братья Сэфди и Анна Карина

Виктор Непша
автор
Виктор Непша


Мировая пресса встречает нового Скайуокера, прощается с великой Анной Кариной, разговаривает с оператором «Форда против Феррари» и без передышки строчит новые списки. Виктор Непша прочитал «их» всё и выбрал лучшее.


«Неогранённые драгоценности»: кто вы, братья Сэфди?

Uncut Gems братьев Сэфди aka «одна из лучших ролей в карьере Адама Сэндлера» за месяц до премьеры на Netflix выходит в ограниченный прокат.

New Yorker подготовили профайл про режиссёров. В лучших традициях жанра материал поделён на три части: о прошлом, настоящем и будущем героев. И хотя авторские переходы между таймлайнами иногда кажутся громоздкими, как и сам материал, это не умаляет объёма проделанной работы. Текст хорошо раскрывает характер братьев (почти карикатурные противоположности), стилистические особенности их фильмов, рассказывает о съёмочной команде, Нью-Йорке как специфическом месте действия, о знакомстве с Паттинсоном и Сэндлером — в общем, по ощущениям, обо всём, включая короткометражки.

Подобные материалы приятно читать ещё и потому, что они в достаточной мере раскрывают перед читателем неочевидный бэкграунд героев. И вот Сэфди, российскому зрителю пока более-менее хорошо известные по «Хорошему времени», оказываются энергичными вундеркиндами-забияками, которые уже больше 10 лет словно одержимы желанием создать идеальный фильм из столкновения жёсткой нью-йоркской реальности и кинофантазии.

«Сэфди обнаружили, что продуктивное напряжение возникает, когда профессиональным актёрам приходится соперничать с людьми, играющими самих себя. “Когда Адам [Сэндлер] заходит в ювелирный магазин и разговаривает с двумя настоящими ювелирами, им непривычно сниматься на камеру, — говорит Бенни [Сэфди]. — Но и он [Сэндлер] не привык быть в ювелирных”».


«Форд против Феррари»: кто здесь Папамайкл?

Filmmaker побеседовали с Фидоном Папамайклом — такое чудесное имя носит оператор «Поезда на Юму» (2007), «В погоне за счастьем» (2006), «Небраски» (2013) (за неё он был номинирован на «Оскар», но попал под Любецки с «Гравитацией») и «Форда против Феррари» (2019), последнему и посвящён разговор. С учётом специфики издания и выбора гостя, значительную часть текста обсуждаются технические нюансы съёмок картины. В целом о ней можно узнать, что:

— идейно съёмочная команда вдохновлялась классическими голливудскими гоночными фильмами — «Гран-при» (1966) с Джеймсом Гарнером, «Ле-ман» (1971) со Стивом Маккуином;
— визуально Папамайкл ориентировался на аналогичную временную эпоху и вдохновлялся системой CinemaScope (https://ru.wikipedia.org/wiki/CinemaScope);
— зелёного экрана практически не было, большинство трюков воспроизводились по-настоящему;
— способ съёмки машин на высокой скорости без спецэффектов в 2019-м оказывается близок способу съёмки актёров;
— Папамайкл считает способность адаптироваться к работе с разными режиссёрами и отсутствие слишком очевидного операторского стиля (привет, Любецки!) своим достоинством.


RIP Анна Карина

В 79 лет скончалась великая Анна Карина — одна из ключевых фигур французской новой волны. Британский институт кино (https://www.bfi.org.uk/news-opinion/news-bfi/features/anna-karina-2-3-things-we-now-know-about-her) публикует подборку цитат актрисы: о работе с Годаром, избранных сценах в «Банде аутсайдеров», Клоде Шаброле и Тони Ричардсоне.

«Было весело. Много веселья. Мы не задумывались о великих актёрских карьерах или чём-то таком, когда снимались, просто хорошо проводили время. С Годаром было веселее, чем с другими. Нам нужно было делать всё как в жизни — хорошая идея, потому что в классических фильмах того времени люди заходили в комнату, пересекали её, садились и потом говорили. С Годаром нам приходилось выкуривать сигарету, выпивать стакан воды и разговаривать одновременно».

На IndieWire — реакция на смерть Анны Карины в интернете. Лучшие работы актрисы вспоминают режиссёр Эдгар Райт, кинокритик Кэмерон Бейли, продюсер Аарон Стюарт-Ан и другие.


Вим Вендерс: когда всё пошло не так

Criterion подготовили эссе о грандиозном и ужасном фильме, который сломал карьеру Вима Вендерса — «Когда наступит конец света». Картина была самым амбициозным проектом немецкого режиссёра, на неё потратили больше, чем на все предыдущие работы Вендерса. Фильм получился, как часто бывает в таких случаях, гигантоманский: под 5 часов материала, а урезанные до 2,5 и 3 часов версии только окончательно запутали зрителей. Это был провал, от которого, кажется, Вендерс окончательно не оправился до сих пор. Полная версия — и здесь история напоминает «Врата рая» Чимино — была полноценно показана в 2015 году и снискала большее одобрение публики.

Эссе анализирует картину как гиперболизацию многих приёмов Вендерса: заострение жанровых клише при намеренном игнорировании их ключевых элементов, увлечение техникой, отсылки к почитаемым мастерам от Одзу до Бергмана. К этому добавляется интерес к Австралии, снам, эсхатологическим настроениям.

Текст не примитивизирует фильм до односторонних выводов — пожалуй, самый правильный подход в данном случае. Вендерс всегда казался строгим и рациональным отличником, но здесь он попытался уйти в безумие настолько, насколько получилось — со всеми вытекающими последствиями. В результате вышла картина одновременно захватывающая и скучнейшая, жанровая и антижанровая, с блестящими цветовыми экспериментами ближе к финалу и интернет-поисковиком в виде гигантского комми-медведя, шагающего по планете. Стоит ли это 4,5 часов жизни — на мой взгляд, всё ещё да.


«Чёрное рождество» и другие хорроры

В 2019-м не только вспоминают огромное количество фильмов-юбиляров, но и снимают их ремейки. Под занавес года выходит «Чёрное рождество» — попытка переосмысления одноименного культового слэшера 1974 года. Hollywood Reporter рассуждают, насколько картине удалось закрыть год хорроров с женскими героинями. По мнению автора, оригинальная работа точечно акцентировала внимание на проблеме сексуальных домогательств, а новый фильм критикует современную культуру в целом. С одной стороны, доминирующие группы стремятся сохранить свою власть, с другой — диапазон возможностей женских героинь в том, что принято называть жанровым кино, крайне ограничен: либо они с «хорошими» мужчинами, либо злодейки.

В подобной трактовке «Чёрное рождество» предлагает другой вариант действия: женщины принимают себя такими, какие они есть. Идейное новаторство именно этой картины в данном вопросе вызывает сомнения, а позиция исключительно гендерного анализа не избежит спорности и обвинений в однобокости. Но в любом случае текст позволит взглянуть с иной перспективы на фильм, который 1,5 тысячи зрителей на IMDb пока в среднем оценивают в 3/10.

Тем временем Rotten Tomatoes, как и положено агрегатору и любителю списков, не отпускают далеко тему подведения итогов года — и тоже о хоррорах. Вооружаясь собственной статистикой, авторы материала пытаются доказать, почему уходящий год был лучшим для хорроров за последние 40 лет.

Фанатичность, с которой «томаты» продвигают свой процент свежести в качестве адекватного критерия, вызывает скорее недоумение, но для любителей цифр набор будет любопытным. Вкратце: 2019-й — первый за 40 лет год, когда средний процент хорроров на ресурсе перешагнул планку в 60. Избранные Rotten Tomatoes издания любят то, что агрегатор по размытым критериям принимает за хорроры, — ура! Но если попытаться отбросить скептицизм, иронично, что худшей декадой для хорроров стали нулевые, а худшим годом — 2006-й.

«Звёздные войны: Скайуокер. Восход»: сила в правде

Самая ажиотажная премьера недели — «Звёздные войны», конечно. Отобрали две любопытных публикации о новой серии франшизы.

Variety взяли интервью у Оскара Айзека. Актёр рассказывает, каково это — сначала расти на комиксах по «Звёздным войнам», а потом самому участвовать в изменении киновселенной. Айзек всё ещё не очень верит в реальность произошедшего — наверное, так чувствовали бы и многие из нас на его месте. Под занавес раскрывается очевидная тема фанатских ожиданий и менее очевидная — отношений между По и Финном.
Rotten Tomatoes сформулировали 10 вопросов, на которые, по их мнению, должна ответить завершающая часть истории о Скайуокерах. Там всё наболевшее/недопрояснённое: родители Рэй, мидихлорианы (привет, Лукас!), происхождение Финна, планы Палпатина, Сноук, 10-й эпизод. Именно от лукасовской трилогии не так много вопросов (кроме пресловутых мидихлорианов) — тем больше причин побыстрее отпустить уже Скайуокеров с миром.


Списки
— 10 избранных фильмов Ясудзиро Одзу от Британского института кино. Вендерс одобряет.

— Все работы Дуэйна «Скалы» Джонсона от худшей к лучшей на Rotten Tomatoes.

— Лучшие комедийные скетчи декады от Vulture.

— 10 пугающих моментов из «Властелина колец» от Screenrant.