29.08.2019

Обзор (к)инопрессы #2

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

Раздел имущества Sony и Disney, громкие киноюбилеи, режиссёры-сексоголики, кинематографичные преступники и рейтинг экранизаций Стивена Кинга: Виктор Непша по просьбе Кино ТВ изучил гигабайты иностранной прессы о кино за неделю.

1. Страсти по Человеку-пауку


Главная новость недели в киноиндустрии – разногласия Sony и Disney по поводу Человека-паука. Большая часть деталей всё ещё покрыта мраком, но если совсем поверхностно: до этого момента Sony, разрешив использовать Человека-паука во вселенной Marvel, получали большую часть дохода от обоих фильмов с ним в главной роли. Disney, в свою очередь, имел небольшой процент от сборов и захотел его увеличить, взяв на себя больше производственных издержек.

Всё усложняет тот факт, что Disney владеет правами на связанный со Спайдерменом мерч, на котором, судя по всему, зарабатывает в разы больше, чем Sony на фильмах. Переговоры зашли в тупик: Sony отказались от предложения Disney.

Подробнее почитать о ситуации можно почти в любом англоязычном СМИ с киноразделом. NYT, Independent и СinemaBlend дают общую информацию о разрыве. Wired и Empire делают предположения о будущем франшизы. Screenrant, наоборот, обращается к прошлому и вспоминает, как компания Disney заочно помешала Marvel в 90-е и при чём здесь Микки Маус.

2. Из авторов фанфиков в сценаристы

Журналистка и блогер на Wired Лори Пенни на личном опыте – о роли фанбазы в современной поп-культуре. Пенни прошла вдохновляющий путь от первых фанфиков по мотивам «Гарри Поттера» и «Баффи» в детстве до приглашения в проект Джосса Уидона (который когда-то и создал сериал «Баффи») на должность сценаристки.

Нельзя сказать, что Пенни впервые оглашает сенсационные истины, некоторые тезисы выглядят достаточно спорными (например, о превосходстве телевидения как формата над традиционным кино), но гораздо важнее сам текст, предельно субъективный и ностальгичный, разворачивающий путь одинокого интроверта со «странными» увлечениями. В частности, Пенни вспоминает психоделический опыт восприятия 5-часового изложения сюжета «Вавилона-5», как Warner Brothers боролись против фанатов«Гарри Поттера», а потом опомнились, а также почему гомоэротическая линия в фанфиках была так значима для представителей её поколения.

3. Достижения хозяйства Disney

Продолжая разговор о фанатах, на прошлых выходных в Калифорнии состоялась D23, выставка официального фан-клуба Disney. И хотя все новости по отдельности разлетелись по интернету, Empire собирает их в одно место и перечисляет ключевые моменты, среди которых:

— «Звёздные войны»: отрывок из завершения саги о Скайуокерах, в котором у Рэй в руках подозрительный красный меч; первый трейлер «Мандалорца» с незабываемым Вернером Херцогом и Юэн Макгрэгор, лично подтверждающий свои съёмки в сериале про Оби-Вана;

— Marvel: объявлена дата выхода второй части «Чёрной пантеры», Кит Харрингтон после Ночного Дозора идёт на повышение к «Вечным», Кевин Файги анонсирует три сериала, и несколько слов от Тома Холланда по поводу ситуации с его персонажем;

— отрывки из продолжений «Холодного сердца» и «Мулан», новое шоу «Маппетов» и Эмма Стоун в облике Круэллы де Вилль;

— «Леди и Бродяга» представляют ремейк классического мультфильма, а Джефф Голдблюм – свой документальный сериал.

4. Вуди Аллен в поисках утраченного времени

Мир всё-таки увидел «Дождливый день в Нью-Йорке», последнюю на данный момент картину опального Вуди Аллена. Фильм снимался еще в 2017 году, но привычно ударные темпы кинопроизводства Аллена прервали обвинения в сексуальных домогательствах. В результате картина выходит два года спустя в Польше (а осенью доберётся до России).

Variety почти дистанцируется от событий вокруг режиссёра и находит в фильме следы творческого истощения и неудачную попытку угнаться за новым временем, потеряв воспоминания о собственной молодости.

Автор из The Hollywood Reporter, напротив, настойчиво встраивает контекст в рецензию, создавая, в частности, подобные обороты: «[Тимоти] Шаламе, пожертвовавший весь гонорар от фильма на благотворительность, играет уроженца Верхнего Ист-Сайда по имени Гэтсби Уэллс<…>». Рецензент находит достоинства в меланхоличных моментах фильма, а также актёрской игре Шаламе и визуальной работе Витторио Стораро, но, по понятным причинам, за классические шутки Вуди Аллена (например, про оральный секс во время бар-мицвы, будем честны, всё чаще попадающие мимо) ему теперь прилетает гораздо сильнее.

А Independent идёт ещё дальше и анализирует «Манхэттен» (1979) на предмет тех вещей, которые, по мнению авторов материала, должны увязываться с актуальным образом режиссёра как сексуального хищника, обращающего свой взор на молодых девушек. Как ни относись к ситуации – показательный случай, когда классический фильм проходит процесс своеобразного морального ре-рецензирования, по-новому, с учетом обстоятельств эпохи после MeToo.

5. «Прирождённым убийцам» Оливера Стоуна – 25!

Когда я, к своему стыду, не так давно впервые смотрел «Прирождённых убийц», было ощущение, что взбалмошный и едкий фильм всё же остался позади со своей прямолинейной назидательностью. Но то, как зарубежные издания откликнулись на 25-ю годовщину картины, заставляет в этом усомниться.

The Guardian, отдавая должное выбранному способу критики СМИ Стоуном в теории, на практике укоряет его в обобщении и упрощении более сложной схемы взаимодействия аудитории и СМИ. Можно согласиться, но сам факт того, что издание продолжает дискутировать с вышедшим 25 лет назад «на злобу дня» фильмом, приводя примерно те же аргументы против, показывает, что как минимум с актуальностью всё в порядке. «Убийцам» всё еще есть чем зацепить за живое.

Напротив, в Variety с первых строк заявляют о том, что «Прирождённые убийцы» Стоуна – фильм о нашем времени. Равнодушие одних и фанатизм других, специфические усложняющиеся со временем отношения с поп-культурой – здесь «Убийцы» по-прежнему бьют без промаха, считает автор текста. В конце концов, по его мнению, противоречивость картины, не позволяющая сформировать консенсус и поныне, – одно из главных её достоинств.

6. «Секс, ложь и видео» и рефлексия Стивена Содерберга

Ещё один киноюбилей – 30-летие с выхода фильма «Секс, ложь и видео», игрового дебюта Стивена Содерберга. В ретроспективном рассказе NYT есть как минимум секс и видео, а также немного скромного Содерберга, респекта от Вима Вендерса и неловких совпадений кино и жизни на примере актёра Роба Лоу. А вот с чего всё начиналось:
« “Мне очень хотелось получить одобрение от любой женщины”, – признавался позже Содерберг в интервью Rolling Stone. Однажды ночью в местном баре Содерберг понял, что спал с тремя людьми, находящимися в радиусе двух футов от него. Он решил взрослеть. Через год он вернулся в Лос-Анджелес, рухнул на диван друга и вцепился в сценарий, который написал, чтобы выяснить, как он сбился с пути – способ самокопания, на котором он зациклился с момента написания 120-страничного автобиографического романа в 12 лет».

7. Возвращение «Майндхантера»

Отгремел второй сезон «Майндхантера», который почти единогласно хвалят больше первого. Vulture недавно посвятил шоу два материала, в первом анализируется финал сезона (естественно, со спойлерами): как будет работать классическая связка сыщик-маньяк в дальнейшем, возможные способы закрытия оставшихся сюжетных линий в частности и пути обхода жанровых конвенций в истории о серийном убийце в целом.

Второй – текст-спекуляция на тему того, кто из преступников может появиться в третьем сезоне сериала. Среди вариантов: Джон Гейси, Тед Банди (неужели после недавних релизов«Нетфликсу» будет мало?), Джеффри Дамер. В последнем абзаце не исключают даже встречи Финчера со старым знакомым.

8. Спасти американскую комедию

Independent – о том, как Сет Роген превратился в мессию мейнстримной комедии. Несмотря на то, что провалы американских комедий в последнее время происходят раз за разом, автор текста акцентирует внимание на Рогене как своеобразном спасителе жанра сегодня. Утверждение не назвать бесспорным, но любопытно почитать о том, как Роген эволюционировал из травокура-бездельника фильмов Апатоу и почему публика по-прежнему любит то, что он делает.

9. Нетривиальные топы

И напоследок немного топов для уставших глаз.
Guardian составили рейтинг экранизаций Стивена Кинга от худшей к лучшей (нет, в первой тройке нет «Побега из Шоушенка» и «Зелёной мили»), а BFI – лучших кукольных фильмов (корректнее в данном случае будет сказать «произведений с куклами»). Чешскую школу и братьев Куэй не обошли стороной, также в наличии Дэвид Линч и фильм с Дэвидом Боуи (не кукольным!).