11.09.2019

Обзор (к)инопрессы #4

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

Оскаровские расклады, фестиваль в Торонто и новый фильм Тайки Вайтити «Кролик Джоджо»: Виктор Непша по просьбе Кино ТВ изучил гигабайты иностранной прессы о кино за неделю.

1. В ожидании «Короны»

Одна из самых популярных газет Британии рассказывает о съёмках одного из самых популярных сериалов о Британии последних лет. То есть The Guardian о The Crown. В ноябре выходит третий сезон сериала, который во многом является переходной точкой: поскольку сериал посвящён историческим событиям (в этот раз — периода 1963–1977 годов) и время не стоит на месте, Клер Фой в главной роли сменит Оливия Коулман, вместо Ванессы Кирби принцессой Маргаритой будет Хелена Бонем Картер, а роль принца Филиппа Мэтт Смит перепоручит Тобайасу Мензису.

Оправданно большой текст успевает затронуть ряд ключевых моментов, которые бывают интересны в случаях с масштабными историческими сериалами. Во-первых, утверждения вроде «проект добивается поразительной исторической точности» не кажутся банальностями, когда они подкрепляются наглядными примерами: воссоздание сцены похорон Черчилля (с факсимиле реального распорядка церемонии), работа группы исследователей-историков, заваленных горой специальной литературы и перепроверяющих таймлайны ключевых персонажей, разговоры съёмочной группы с человеком, который обучал принца Чарльза языкам в 1969-м, и так далее. Во-вторых, автор текста считает отличительной чертой «Короны» то, что она не является сатирическим сериалом. В конце концов, в Британии всегда найдётся, кому шутить над королевской семьёй, но, как заметил шоураннер Питер Морган, «сатирически относиться к персонажам — всё равно что играть на пианино одной рукой».

Самому Моргану, увлечённому фиксированием политических событий (он является автором и соавтором сценариев к «Последнему королю Шотландии», «Фросту против Никсона», «Ещё одной из рода Болейн»), посвящена значительная часть текста. Особенно примечательной кажется история о том, как Морган, сам того не ведая, кажется, переписал память Тони Блэра: выдуманный им в сценарии эпизод вошёл в автобиографию бывшего британского премьера, вышедшую четыре года спустя.

Ну и, конечно, отдельное безумие — то, как в подобный детально продуманный мир приходится вписываться актёрам. В результате мы получаем истории о том, почему Оливии Коулман приходится в разы сложнее, чем Клер Фой, а также почему у сериальной королевы внезапно сменится цвет глаз.

2. Оскаровские расклады

Vulture  загодя начинает спекулировать на тему «Оскара». Ключевое изменение грядущей церемонии — перенос даты на 9 февраля. Потенциально такое решение делает призовую гонку более напряжённой и оставляет мало шансов фильмам, стартующим после второй половины декабря. Вот, тезисно, какими мнениями с изданием поделились инсайдеры:

– по понятным причинам (картина о силе кино, ностальгия по Голливуду конца 60-х; актёры и режиссёр мирового уровня известности; продолжительность проката) многие ставят на «Однажды в Голливуде» как на лучший фильм.

– после «Ромы» Куарона Netflix попытается развить свои успехи в главной номинации. В феврале 2020-го их надежда — Ноа Баумбах, Стивен Содерберг, Фернанду Мейреллиш и Мартин Скорсезе. Честно говоря, «Ирландец» в этом контексте вызывает сомнения, учитывая прокатную историю великого италоамериканца в последние годы и его отношения с главной американской премией (хотя, возможно, возвращение Джо Пеши в кино сотворит чудеса). Отдельного упоминания удостоились «Кошки», которые, по мнению автора, несмотря на всю их чудовищность, явно получат хотя бы одну номинацию (остаётся надеяться, что это не породит новую волну мемов).

– по сравнению с прошлыми годами за лучшую мужскую роль должна развязаться более напряжённая борьба. Антонио Бандерас (никогда, кстати, не номинировавшийся), Хоакин Феникс, Джонатан Прайс, Брэд Питт, Адам Драйвер, Эдди Мёрфи (!), Роберт Де Ниро и, конечно, Адам Сэндлер с лучшей, по мнению ряда критиков, ролью в карьере у братьев Сэфди. Должно быть жарко.

– в борьбе за лучшую женскую роль привычно большое значение имеют байопики. Среди претенденток: Рене Зеллвегер (Джуди Гарленд), Синтия Эриво (Гарриет Табмен), Шарлиз Терон (Мегин Келли), Натали Портман (на основе истории Лизы Новак). И, конечно, без Мерил Стрип не обойтись.

– фаворит инсайдеров на лучшую мужскую роль второго плана — Брэд Питт.

– а «лучшая женская роль второго плана» — самая туманная и непредсказуемая категория из основных.

3. Тем временем в Торонто

Венеция отгремела, а международный кинофестиваль в Торонто пока продолжается. В этом году на нём, по крайней мере по афише, очень интересно, среди премьер — экранизация «Щегла» Донны Тартт, комедия Тайки Вайтити о Третьем рейхе, детектив от Райана Джонсона, «Стриптизёрши» с Дженнифер Лопес. Indiewire сделали удобную компиляцию всего, что они пишут о фестивале, от рецензий до интервью. Мимо заголовков вроде «Николас Кейдж хочет поработать с режиссёром “Солнцестояния”, но ненавидит torture porn» трудно пройти.

4. Тайка Вайтити и нацизм

Продолжая разговор о программе фестиваля Торонто более детально: фильм Тайки Вайтити «Кролик Джоджо» изначально был одной из самых ожидаемых премьер. Новозеландца в принципе, по ощущениям, любят почти все, кто-то за свежий взгляд на Тора, кто-то за «Реальных упырей», кто-то за причастность к тусовке «Летучих конкордов» и небольшие вещи вроде «Мальчика» или «Орла против акулы».

В этот раз получилось чуть противоречивее. Рецензент из Los Angeles Times отдаёт должное задумке, но сетует, что значительная часть шуток в истории про воображаемого Гитлера в голове у мальчика осталась смешной только на бумаге, а сам фильм пытается экспрессивным решением прикрыть традиционные и расчётливые паттерны драмы о Холокосте. В The Guardian  критикуют примерно за то же, делая отдельный акцент на чрезмерной карикатурности всех персонажей, за исключением Скарлетт Йоханссон. Особенно едко получилось в адрес Сэма Рокуэлла: автор отмечает, что из трёх расистов, сыгранных актёром за последнее время, нацистский капитан в «Джоджо» является самым слабым, так что Рокуэллу стоит «попытаться не играть» расистов в будущем.

Но всё же большинство критиков осталось довольно. Дэвид Эдельстейн на Vulture в рецензии под названием «Даже если вам не нравится “Кролик Джоджо” Вайтити, вам понравится, что он существует» хвалит фильм за импульсивную разнородность, а персонально режиссёра — за то, что для него ни одна тема не является достаточно серьёзной, чтобы не затронуть её в комедии. А Сэм Адамс из Slate видит в работе Вайтити серьёзный анализ причин, по которым бесчеловечные идеологии могут восприниматься как утешение.

Тем не менее, общий консенсус интертекстуального характера вырисовывается — очень часто в рецензиях упоминаются «Великий диктатор», «Жизнь прекрасна» и картины Уэса Андерсона (последнее применительно к фильмам Вайтити не кажется такой уж свежей идеей).

Напоследок — подборка цитат из рецензий от Rotten Tomatoes с ответами на вопросы вроде «Каков Гитлер [в изображении] Вайтити?»

5. Комиксы и Оскар

На Empireonline, вдохновившись победой «Джокера» в Венеции, мечтают о временах, когда картина, основанная на комиксах, возьмёт награду за лучший фильм. Вспоминают, конечно, и нолановского «Тёмного рыцаря», и последних «Мстителей». Любопытно, что в качестве антипримера приводятся работы Роя Андерссона (якобы как эталонный пример «артхауса»), который брал главный приз фестиваля пять лет назад, а на сей раз уступил, впрочем, взяв «Серебряного льва». Тенденция последних лет (номинация за сценарий у «Логана», за лучший фильм у «Чёрной пантеры») даёт авторам повод для оптимизма. Что же, посмотрим, как всё обернётся в феврале.

6. Профайл Джиллиан Андерсон на The Guardian

Автор материала создаёт из собеседницы образ человека настроения — в одних интервью актриса лаконична и холодна, в других, напротив, оживлённо разговаривает с журналистами. По крайней мере, на сей раз Джиллиан, кажется, встала с той ноги, и разговор идёт обо всём подряд: о старении, одиночестве, татуировках с лицом Андерсон на ягодицах незнакомых ей людей и, наконец, о том, каково это — встречаться с Чубаккой. Но на данный момент — как тесен мир — актриса в отношениях с создателем The Crown Питером Морганом, о котором шла речь выше. Более того, именно Джиллиан Андерсон сыграет Маргарет Тэтчер в 4-м сезоне сериала.

7.  Джереми Томаc о скандальном выходе «Автокатастрофы»

Британский продюсер Джереми Томас, в разное время сотрудничавший с Бернардо Бертолуччи, Терри Гиллиамом и Дэвидом Кроненбергом, вспоминает с BFI «Автокатастрофу» (1996), а точнее, её скандальный выход.

Поводом для встречи послужил релиз отреставрированной копии фильма, показанной на Венецианском кинофестивале. До этого картину было почти нереально посмотреть в каком-то ином формате, кроме обычного DVD. Причиной является скандал, окруживший премьеру «Автокатастрофы» в Каннах в год выхода. Фильм жутко не понравился ряду колумнистов, в том числе из Daily Mail, и председателю жюри Фрэнсису Форду Копполе. Несмотря на полученный Особый приз (от которого Коппола демонстративно открестился), картина была подвергнута обструкции за аморальность. Затем к бойкоту присоединился могущественный медиамагнат Тед Тёрнер.

Привычно читать такое о цензурных препятствиях в зарубежном кино середины века, но нет — всё происходило 23 года назад:

«[Британский критик] Найджел Рейнольдс, пишущий для The Telegraph, защищал право на сертификацию и выпуск “Автокатастрофы”, несмотря на то, что находил фильм “отвратительным, испорченным и развратным”. Как ни странно, это была лишь прелюдия [на пути] к его настоящей цели — “кинематографически прекрасному” “Английскому пациенту” (1996). <…> Способность [этого фильма] заставлять зрителей плакать <…> “могла нанести больший, чем “Автокатастрофа”, моральный ущерб нации”».

Среди других замечательных фрагментов этой истории — Королевский автомобильный клуб, вступающийся за картину как полезную с точки зрения «образования» (что бы они под этим ни подразумевали) и Джеймс Баллард, признающий, что «Автокатастрофа» получилась на порядок лучше и экстремальнее его собственной книги.

8. Время списков и инфографики

— у Screenrant осталось 13 вопросов без ответа после «Оно 2».

— исследование осеннего ТВ от Rotten Tomatoes. В том числе: самые ожидаемые шоу, любимые сериалы Netflix у аудитории, а также главные сериалы десятилетий, начиная с 70-х.