10.10.2019

Обзор (к)инопрессы #8: «Джокер», «Монти Пайтон» и вся бондиана

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

Весь фокус на Хоакина Феникса. В тени софитов: Эдвард Нортон и «Монти Пайтон», Мельвиль и новые «Хранители», а также уникальный новозеландский режиссёр, о котором мы никогда не слышали, — Мерата Мита. Виктор Непша продолжает закапываться в иностранную кинопрессу ради вас.

«Джокер»: шутка затянулась

Явление Джокера народу: зарубежные СМИ продолжают препарировать главный всё-таки фильм осени.

Screenrant  в рамках незамысловатого кликбейта «Чей Джокер лучше» вспоминает предыдущих актёров в этой роли (про Марка Хэмилла с озвучкой тоже не забыли) и сравнивает их с Хоакином Фениксом.

Rolling Stone вспоминает запутанную историю самого персонажа, белых пятен достаточно уже в сюжете с первым появлением героя в 1940-м.

Дэвид Эрлих на Indiewire сравнивает «Джокера» с «Бойцовским клубом» не в пользу первого.

На Variety подогретые недавними высказываниями Тодда Филлипса критики продолжают спорить о фильме. Правда, то, что противник «Джокера» в качестве своего основного аргумента использует апелляцию к безнравственности и прославлению насилия, делает дискуссию чуть более картонной, чем хотелось бы (при желании к работе Филлипса можно было бы найти претензии и поактуальнее).

Профайлов/интервью с Хоакином Фениксом много не бывает — и вот ещё пара.

Indiewire фокусируется на съёмочном процессе, зрительской эмпатии, танце главного героя и том самом смехе.

У Vanity Fair  — более личный портрет, с обсуждением семейного прошлого (в том числе покойного брата) и настоящего — Руни Мары.

Юбилей «Монти Пайтон»

Очередной великий юбилей этого года: 5 октября 1969 года в 22:50 по местному времени показали первую серию «Летающего цирка Монти Пайтона». The Guardian на правах одного из главных британских СМИ вспоминает, как всё начиналось, а именно: архивные записи, комментарии представителей канала BBC и прочие документы из эпохи, когда «Пайтоны» не были известны миру, а шоу ещё только готовилось к эфиру и носило лаконичное название «Цирк». Это невероятно интересно. Спустя полвека мнений и воспоминаний непосредственных участников накопилось достаточно, некоторые даже переводились на русский, а вот документов, особенно из раннего периода, недоставало.

Особую теплоту вызывает часть, посвящённая фанатским письмам. В коллекции есть текст эксперта по сгибанию чёрных пуддингов, бесконечные идеи для новых скетчей и послание от бывшего военного, возмущённого «длинноволосыми хамами», высмеивающими британскую авиацию (впрочем, под именем этого военного как оказалось, скрывался 16-летний школьник).

Куда пропал Эдвард Нортон?

Вам тоже не хватает Эдварда Нортона? Чем сейчас занимается актёр и режиссёр, выясняет The New York Times. Если начать гуглить что-то вроде «куда пропал Эдвард Нортон», поисковики выдадут несколько объяснений, в которых общими местами будут «неуживчивый характер» и «активная бизнес-деятельность». В этом смысле материал NYT не добавляет ничего нового, но открывает ряд любопытных деталей, которыми и бывают ценны подобные беседы. Например, почему Нортон крайне высоко ценит «Китайский квартал»? Из профайла в новостные СМИ разошёлся отрывок, где Нортон вспоминает свой разрыв с «Марвел», но это, мягко сказать, не самый любопытный эпизод.

Отдельного упоминания заслуживает мастер-класс по уходу от темы, который Нортон даёт, когда речь заходит о его тяжёлом характере во время съёмок (заодно выясняется, что к России актёр явно неравнодушен).

«Эдвард Нортон: Вы говорите о том, что берёт начало в 1998 году, когда я и мой друг Дэвид Маккенна разработали “Американскую историю X”. Люди превращают в драму произошедшее между пылкими, неравнодушными к своей работе коллегами, которые заканчивают, пожимая друг другу руки.

[Интервьюер] Дэвид Марчиз: Я смотрю и читаю всё, когда исследую [материалы для интервью]. Такое восприятие существует и за пределами того, что происходило с “Американской историей X”.

ЭН: То, что вы читали, не аутентичнее рассказа русских троллей о Хиллари Клинтон и пиццерии. Вы приходите [к мысли] “наверное, это неспроста”, как и парень в кепке MAGA , которого ГРУ приводит к антагонизму с либералами. Тратите свое время на изучение матрицы, которая пытается разжечь негатив <…>.

ДМ: <…> Я пытаюсь понять, что говорит о человеке подобная репутация. Что это актёр, который ругается с режиссёрами? Вносит свои правки в сценарий?

ЭН: Честно говоря, я нахожу разговор на эту тему немного скучным. Вы тянете историю со времён, когда мне было 28. Это слишком старый мем».

Тавернье о Мельвиле

На Criterion  перевели эссе режиссёра Бертрана Тавернье о Жан-Пьере Мельвиле. Автор считает, что в творческом плане Мельвиля определяли две во многом противоположные тенденции: с одной стороны, интерес к родной французской истории, частью которой сам режиссёр стал во время поддержки Сопротивления во Второй мировой войне; с другой — увлечение США и американской культурой. Соединение двух тенденций вылилось в создание минималистичного отточенного стиля где-то между Уильямом Уайлером и Робером Брессоном.

Тавернье хорошо разбирает некоторые фирменные черты этого стиля, а также, пусть и бегло, передаёт портрет самого режиссёра — человека, приятного в жизни, но жёсткого и даже деспотичного в работе. Впрочем, последняя черта, судя по всему, вытекала из страстной любви к кино. Михаил Трофименков в одном из текстов рассказывал , как Мельвиль в 1943 году в Лондоне потратил неделю увольнительной, чтобы посмотреть 27 фильмов. А сам Тавернье упоминает такой случай:

«Не имея возможности получить права на роман “Молчание моря” Веркора (псевдоним Жана Брюллера), написанный в 1942 году, когда автор находился в подполье, он [Мельвиль] решил продолжать производство и взял на себя обязательство показать законченный фильм жюри из ведущих членов Сопротивления и сжечь негативы в случае, если они его не одобрят».

 Речь шла о дебютном фильме Мельвиля.

«Хранители»: сериал

Indiewire  собрал всё, что на данный момент известно о сериале «Хранители», к грядущей 20 октября премьере на HBO: новая история будет разворачиваться через много лет после событий комикса, Деймон Линделоф и Реджина Кинг вновь станут коллегами, президентом во вселенной сериала будет Роберт Рэдфорд. Предполагается, что сериал предстанет аллюзией на современную политическую ситуацию в мире — как оригинальные «Хранители» были реакцией на общественную повестку 80-х. Задача непростая, но, если не получится, всегда можно будет махнуть рукой и смотреть на Джереми Айронса в роли Озимандии.

Цензура Sony

Ещё один материал от Guardian  — пример того, как цензура в кино в 2019 году может настигнуть любого и без пост-MeToo. Майкл Уинтерботтом испытал трудности со студией Sony вскоре после пробных показов своего нового фильма«Greed». Причина оказалась банальной: в финале своей сатирической картины режиссёр пустил титры, которые демонстрировали контраст между дневной зарплатой владельцев мировых брендов одежды и рабочих из Мьянмы и Бангладеш, создающих для них одежду. С реальными примерами вроде Стефана Перссона (H&M) или Амансио Ортеги (Zara).

В итоге сцены вырезали, боссы победили, а расстроенный Уинтерботтом ядовито комментирует лицемерие истеблишмента от Бейонсе до ДиКаприо. При всей вероятной топорности приёма режиссёра можно понять, особенно если вспомнить, что до этого он более 20 лет подряд без особых проблем выпускал как минимум по фильму в год, включая скандальные «9 песен», почти целиком состоящие из откровенных сцен секса.

Мерата Мита: культовый режиссёр, о котором вы не слышали

На сайте BFI (которому от Уинтерботтома тоже досталось) — рассказ о культовой фигуре маорийского кинопроизводства по имени Мерата Мита, хотя в родных краях она хорошо известна просто по имени. Материал приурочен к выходу на Netflix (увы, не в России) документального фильма о Мерате, снятого её сыном. Главная героиня — первая женщина-кинорежиссёр из маори, борец за права своего народа, наставник для молодых поколений (Тайка Вайтити здесь тоже упоминается).

Фильм о Мерате, по мнению автора текста, выстраивается вокруг главной героини как матери, с одной стороны, и как борца с колониализмом и его последствиями, с другой. И даже если темы творчества Мераты могут показаться специфически локальными, что не совсем так, этим они тоже очаровывают: кому-то будет достаточно этнографического интереса из разряда «какие проблемы у маори», кто-то захочет поместить ещё одного режиссёра из маори на кинематографическую карту мира вслед за Вайтити, а иным принципиально будет выяснить, насколько происхождение и среда проживания Мераты повлияли на киноязык её работ. В любом случае документальный фильм Merata Mita in Merata: How Mum Decolonised the Screen доступен на британском Netflix, а короткий, но, вероятно, не передающий всей полноты список сделанного Мератой в кино можно посмотреть на IMDb .

Списки

–  Подборка космоодиссей последних лет

25 лучших фильмов не на Netflix на Hulu

–  11 самых опасных (что бы это ни значило) фильмов XXI века на Indiewire

– Ранжированный список всей бондианы на Rotten Tomatoes

–  40 хоррор-сериалов, которые можно посмотреть на Netflix октябрьскими вечерами.