13.10.2017

От Хлебникова до Колотозова, от «Кинотавра» до «Берлинале»: главные события недели

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

Три награды на «Кинотавре», включая Гран-при. Приз за лучшую мужскую роль в Карловых Варах. Да и просто один из главных русских фильмов года. «Аритмия» Бориса Хлебникова, бенефис Александра Яценко и Ирины Горбачевой, наконец-то, выходит в прокат.

Борис Хлебников — режиссёр: «Это история врача скорой помощи, которого мы ловим на том периоде, когда жена предлагает ему развестись, а на работу приходит новый начальник, с которым у него начинается жёсткий конфликт. И всё это вместе сливается в огромное количество важных событий, и этот период мы и рассказываем в его жизни».

Вообще-то, Борис Хлебников — один из ведущих русских режиссёров поколения. Автор пяти полных метров, участник основного конкурса Берлинале, венецианских «Горизонтов», призёр Московского кинофестиваля. Но вот массовый зритель Хлебникова почти не знал. Не знал прежде. Всё идет к тому, что именно «Аритмия», задуманная как телевизионный ромком, сделает из режиссёра звезду и станет прецедентом успешного в прокате авторского фильма. Если и на такое кино зритель не пойдёт, значит, им обоим — и зрителю, и отечественному кинематографу — уже ничего не поможет.

Конкурировать за зрителя «Аритмия» будет с изначально куда более амбициозным проектом. Космическим блокбастером «Салют-7» с бюджетом в 400 миллионов рублей. Героической историей спасения орбитальной станции от падения на Землю. Реальной историей подвига — первой ручной стыковки с движущимся неуправляемым космическим аппаратом.

Клим Шипенко — режиссёр фильма: «Мне нравится о преодолении снимать, о преодолении собственных возможностей. О том, что в начале кажется невозможным, а потом ты делаешь один шаг, второй шаг, третий шаг. И уже кажется, что это не так уж невозможно. Такие истории меня вдохновляют».

Павел Деревянко — исполнитель главной роли: «Я родился в 83-м году, поэтому в 85-м новости так активно не смотрел. В 86-м уже начал, но в 85-м — нет. Поэтому, конечно, моему поколению эту историю ещё предстоит открыть».

Так, как снимали «Салют-7», в России редко снимают. Под Петербургом специально построили съёмочный павильон («Ленфильм» не смог вместить всё необходимое), были созданы копии Центра управления полетами и Центра подготовки космонавтов с макетами орбитальных станций. «Роскосмос» предоставил оборудование, чуть ли не для каждого кадра разрабатывались собственные системы съёмок. Но это на этапе создания у всех условия разные. В прокате все равны. То, что у «Аритмии» и «Салюта» один продюсер, Сергей Сельянов, добавляет их соперничеству красок, но не остроты. Если победят оба — никто не расстроится.

Самую важную нероссийскую премьеру недели легко не заметить. Но пропускать нельзя. «О теле и душе» — венгерское чудо Ильдико Энеди. «Золотой медведь» последнего Берлинского кинофестиваля.

Ильдико Энеди — режиссёр фильма: «Мы хотели показать вам очень простой фильм — как стакан воды. Это было рискованно. Вся наша команда верила в это, я верила в это. Но мы не знали, примет ли это аудитория».

Это история любви на мясокомбинате. Здесь люди, здесь олени, здесь заводские мощности и хрупкость дикой природы. Это фильм, который невозможно пересказать и сложно рекламировать. Может быть, поэтому он выходит в России таким скромным тиражом. Хотя прокатчики могли бы и рискнуть: в Берлине фильм понравился всем. Это, кажется, вообще первый в истории фестиваля случай победы на всех фронтах. Кроме судей основного конкурса, Энеди наградило экуменическое жюри, критики и зрители.

Съёмки недели. Евгений Харитонов в роли Льва Толстого, Ирина Горбачёва в роли Софьи Андреевны. Это Авдотья Смирнова второй раз после «Дневника его жены», посвященного Бунину, обращается к биографии русского классика. В 1866 году Толстой выступает адвокатом рядового Шабунина, ударившего в лицо командира полка. Толстой проиграл, Шабунина расстреляли. Смирнова снимает кино.

Авдотья Смирнова — режиссёр фильма: «Из этой истории во многом происходят и пацифизм Толстого, и его неприятие смертной казни. Не так широко её обычно обсуждают, потому что у нас любят еще биографии наших великих художников, как череду побед и триумфов. А это история проигрыша Толстого».

Дата недели. Ровно шестьдесят лет назад состоялась премьера ленты Михаила Калатозова «Летят журавли». Единственного российского или советского фильма, взявшего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. К юбилею мы перевели одну из первых иностранных рецензий на фильм. Нью-Йорк Таймс, 1960 год.

Под чутким руководством господина Калатозова Татьяна Самойлова проделывает потрясающую работу. Именно она вызывает огромное чувство симпатии к этому фильму — чувство, которое не имеет географических или политических границ. Просто прекрасная девушка, разлучённая войной со своим любимым человеком. Алексей Баталов играет надёжного мужчину, движимого романтическими импульсами и разбитыми судьбами.

Немного наивный, но крайне поучительный текст статьи читайте на сайте Кино ТВ.

И в завершение — традиционная рубрика «Любимое кино». Сегодня о трёх важнейших фильмах в своей жизни рассказывает самый успешный российский продюсер — Александр Роднянский.

Следующий дайджест выйдет на следующей неделе. Следите за новостями кино на Кино ТВ!