03.06.2018

Открытие 29-го кинофестиваля «Кинотавр»

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

29-й «Кинотавр» стартует практически вместе с летом — 2 июня. Над фильмом открытия долго думать, конечно, не пришлось. «Лето» Кирилла Серебренникова. После участия в главном конкурсе Канн на Лазурном берегу — российская премьера на берегу черноморском. 

Ирина Старшенбаум — исполнительница главной роли в фильме «Лето»: «Хорошее кино, и сегодня его очередной праздник, как и на Каннском кинофестивале. Для меня это дань и благодарность тому, что Кирилл Семёнович делится своим искусством и снимает хорошее кино».

До выхода на красную дорожку полчаса каких-нибудь, а она ещё в халате. Ирина Старшенбаум в «Лете» — исполнительница роли Натальи Науменко, вершины эдакого любовного треугольника, в основании которого — Майк Науменко и Виктор Цой.

Остроумная рифма от программной дирекции. Фильм открытия — «Лето», закрытия — «Дело Собчака» от Ксении Собчак и Веры Кричевской. От «Мы ждём перемен» до «Вот вам и перемены».

Александр Роднянский — президент фестиваля: «Мне кажется, что это очевидная рифма: начало надежды и завершение того периода, когда эта надежда привела к переменам в стране, запустила их. И это очень хорошая возможность посмотреть, что и как из этого получилось».


Ксения Собчак — автор идеи фильма «Дело Собчака»: 
«Мне кажется, наш фильм — о потерянном времени, о том, что мы потеряли, а фильм «Лето» — о надежде, которая ещё была. И эта рифма мне очень нравится».

Главный конкурс в этом году — беспрецедентный по историческому охвату. Три чуть ли главных фаворита — три эпохи. «История одного назначения» Авдотьи Смирновой — XIX век. Лев Толстой защищает на суде солдата, которому грозит расстрел. «Война Анны» — Вторая мировая. Девочка, чьих родителей расстреляли в начале войны, выживает в оккупированной украинской деревне. «Сердце мира» Натальи Мещаниновой — современность. Впрочем, фавориты они в день открытия — и на бумаге. Дальше начинается непредсказуемый конкурс. Ближайшие девять дней — одновременно презентация актуального отечественного кинематографа и ему диагноз. Желающих его поставить — сотни: критики, зрители, коллеги. А уполномочены семь человек. Вот они. Во главе жюри — триумфатор «Кинотавра» в 2007-м, а после и Берлина — режиссёр Алексей Попогребский.
Алексей Попогребский — режиссёр, председатель жюри главного конкурса: «Критерий очень простой: фильмы, которые нас не оставят равнодушными. Они могут очаровывать, могут раздражать, могут даже злить, но искусство не может оставлять человека безучастным. Таких фильмов я жду. Программа обещает быть очень интересной. Я ни одного фильма не смотрел, ни одного кадра не видел. Имена многие мне известны, я очень надеюсь, что это фильмы, которые нас зацепят и заставят проделать работу».
29-й «Кинотавр» — абсолютный рекордсмен по количеству фильмов. В общей сложности 56 российских премьер за 9 дней. 12 — в главном конкурсе, 29 — в конкурсе короткого метра и, внимание, 8 — в дебютном. Спустя 15 лет у новичков полного метра — своя программа. Вот и они, хотя новички условные — знакомые все лица.

Режиссёрские дебюты от Александра Горчилина, звезды «Гоголь-центра», сыгравшего в «Ученике» и том же «Лете» Серебренникова и в «Да и да» Валерии Гай Германики. От Ольги Зуевой (фильм «Тренер»), от Владимира Битокова — выпускника кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова. В иной год вполне могли оказаться в главном конкурсе.

Александр Роднянский: «Мы подумали, что, конечно же, притом что всегда значимой частью нашей программы были дебюты, их всегда было 3-4. В этом году их 8. И возможность показать их в объёме обеспечивает более важную и полную картину того, что происходит в индустрии, чем возможность для одного, пусть замечательного фильма получить гран-при. Всё равно замечательного кинематографиста, если таковой будет, заметят. Всё равно о нём все заговорят».


Ситора Алиева — программный директор «Кинотавра»: 
«В России очень большая волна независимого, молодого кино, которое снимается не только в Москве и Петербурге, но и в совсем новых и неожиданных для нас регионах. Мы не можем не поддерживать и не просматривать всё то, что просматривается в России. Дебютов оказалось 56».

То есть впервые в истории заявок от дебютантов было больше, чем от режиссёров с опытом. И это, похоже, самое важное, что происходит в индустрии прямо сейчас. Эпоха, в которую технически кино снять проще, чем когда-либо, главное — решить, как.

На церемонии открытия — певица Гречка, и это тоже очень символично. Она позавчера — на улице, вчера — в интернете, сегодня — на «Кинотавре». Прямо как новые режиссёры. «Настоящее российского кино» — слоган фестиваля.

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!