«Паразиты» Пон Чжун Хо: победитель Каннского кинофестиваля в прокате

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российском прокате «Паразиты» Пон Чжун Хо — победитель 72-го Каннского кинофестиваля, очевидно один из главных фильмов этого года. Зинаида Пронченко с подробностями.

Все люди — твари. Некоторые из них — насекомые, что летать не могут. Другие — и того хуже, просто паразиты. Отвратительные существа, питающиеся чужими жизнями. Высасывающие энергию из ближних. Не спасётся никто, нужен новый потоп, чтобы помойка, в которую превратился этот мир, обернулась снова Эдемом. Примерно так считает Пон Чжун Хо и, конечно, сразу хочется с ним согласиться. Не одним умильным барахлом жив каннский конкурс. Прививка старой доброй мизантропией ему не помешает. В новой картине «Паразит» Пон, как Флобер в «Мадам Бовари», ненавидит всех своих героев одинаково. Внешне это кино румяно, как сочный персик. Но внутри притаился жирный червь. С нескрываемой гадливостью режиссёр его извлекает на свет божий и препарирует скальпелем, не правды или социальной гигиены ради, а чисто из вивисекторского удовольствия — посмотреть, как брызнет слизь. И она брызнет красиво. 


Сюжет «Паразита» прост и, что бы там ни говорили про сценарные ходы и твисты восторженные критики, довольно предсказуем. Это не минус. Напротив — плюс. Как и у Лантимоса или Ханеке, побратимов-абсурдистов, у Пон Чжун Хо каждая жалкая ничтожная личность получит по заслугам. В жизни-то, увы, многим из них удаётся уйти безнаказанными. Так пусть хоть в кино царит справедливость.

Семейка люмпенов — папаша Ки-тхэк, мамаша Чхун-сук, дочь Ки-джон и сын Ки-у — прозябает в подземелье, подворовывая у соседей Wi-Fi, перебивается подёнщиной, мечтает о барышах, всячески паразитирует. Судьба приводит к их порогу друга Ки-у, студентика-пижона, который ищет себе на замену репетитора английского языка для туповатой дочки нуворишей. Ки-у после краткого собеседования легко получит работу, и вскоре все его родственники окажутся employed на позициях дворни: отец — шофёром, мать заступит на место мажордома, сестра будет терапевтировать младшего отпрыска абстрактным искусством. Их хозяева выведены наивными и эксцентричными кретинами, так обычно показывают в российских сериалах рублёвских жен, а в британских комедиях — допустим, жителей Тоттериджа или Мэйфэйра: из грязи в князи, дальше своего носа не видят, упоённо расстаются с деньгами, потому что ничего другого не умеют и не знают, всё меряют купюрами — чем дороже, тем лучше. Вот и паразитов не раскусили, даже не догадались, что прислуга не просто заодно, а связана кровными узами. 


«Паразит» смотрится злым и остроумным зеркальным отражением прошлогодних «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээды. У победителя Канн-2018 чужие люди притворяются семьёй, у Пон Чжун Хо родственники — посторонними. И там, и там — с целью наживы. Вот что делает с людьми капитализм. Правда, если ему сто лет в обед, как в Японии, хорошим тоном будет попричитать об атомизации и впрыснуть в полумёртвое тело гуманизма немного витамина D — свобода, равенство и братство в качестве паллиативной медицины. Зато капитализм молодой и компрадорский ничего кроме злости у любого уважающего себя художника вызывать не может. Пон Чжун Хо — не любой, а великий, рассказывать сказочки в пользу бедных, как человеколюбивые болтуны со стажем (тоже в конкурсе, не будем показывать пальцем), не намерен. Расслоение общества — дело рук самого общества. Так пусть же сгинет ко всем чертям этот Содом, пусть горят синим пламенем и рабы, и их владельцы, и пресмыкающиеся, и хозяева жизни. Все одним миром мазаны. Никого не жалко, никого. И даже намёка на сентиментальность от Пон Чжун Хо зритель не дождётся, дым отечества ему, в отличие от Ли Чхан Дона, смахивавшего слезу украдкой в «Пылающем», не сладок и не приятен. Такая профессиональная дезинфекция. Уничтожение паразитов с гарантией.

Читайте также
Новые сериалы. «Самый громкий голос»: Рассел Кроу в роли создателя Fox News
Канал Showtime (а в России «КиноПоиск» и Amediateka) показывает сериал «Самый громкий голос», посвящённый одиозному создателю телеканала Fox Ne...
Фильм «Тридцать»: ещё одна весёлая вечеринка окончилась погасшим в глазах огнём
Гордей Петрик рассказывает о нашем любимом фильме с фестиваля «Зеркало» — «Тридцать» Симоны Костовой, самом малобюджетном фестивальном хите год...
Драматургия аффекта: «Слепое пятно» Тувы Новотны
В конкурсе фестиваля «Зеркало» в этом году участвовала картина «Слепое пятно» — снятая без монтажных склеек история о семье, попытке суицида и «серых зонах» (...
«Выше неба»: Зинаида Пронченко почти что хвалит русский фильм
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история одной семьи на грани ромкома и&nb...
Заложники по любви: «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро
Когда Итан Хоук грабит банк, стокгольмский синдром обеспечен. Алексей Васильев — о фильме «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро...
Они снова о нас: «Курск» Томаса Винтерберга
Едва российская публика познакомилась с англо-американским «Чернобылем», на наши экраны выходит формально бельгийский, а по существу панъевропейский «Курск»,...
Также рекомендуем
На сервисе more.tv премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Солнце, лето, школы нету, в&nbs...
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все песни только о любви», «Прекрасн...
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить...
На сервисе more.tv премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Солнце, лето, школы нету, в&nbs...
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все песни только о любви», «Прекрасн...
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить...

Последние новости

Дакота Фаннинг и тёмный лес в новом трейлере «Смотрителей»
Режиссёрский дебют дочери М. Найта Шьямалана.
«Евгений Телегин»: лягушка самых честных правил
Постмодернистское переосмысление классики.
Стартовали съемки комедии «Минус Дима» с Тимофеем Трибунцевым
Также в главных ролях снялись Екатерина Вилкова и Анна Михалкова.
Московский дневник, ММКФ-2024: голографические слёзы, потерянные подростки
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть первая.
00:00