04.04.2018

Перевороты в гробу. Премьера «Гоголь. Вий»

Анастасия Солопчук
автор
Анастасия Солопчук

Фильм называется «Гоголь. Вий», но в картине собрано сразу несколько произведений классика. Это и «Вечера на хуторе близ Диканьки», и повесть «Заколдованное место», и даже «Мёртвые души». Ну а один из главных героев — сам Николай Васильевич, который и должен сразиться с чудовищем из собственной повести — Вием. Ну что же, даже в таком пересказе звучит достаточно страшно.

Егор Баранов, режиссёр: Мы когда задумывали этот проект, мы, конечно, понимали всё, что может на нас обрушиться. И мало того что были к этому готовы, мы даже этого хотели. Я вообще за своего рода провокацию. Я не считаю, что классику нужно положить под какой-то колпак, чтобы её никто не трогал. Искусство должно быть живым.

Чтобы смягчить недоверие зрителей, создатели фильма сразу оговариваются: это не экранизация, а фантазия по мотивам произведения Гоголя. Сценаристы собрали всевозможную чертовщину из его произведений и закружили в безумном хороводе. Помимо персонажа из преисподней с огромными веками здесь и летающие галушки, и тёмный всадник-убийца, и черти кузнеца Вакулы. На месте Гоголя любой бы сошел с ума.

Евгений Стычкин, актёр: Николай Васильевич сам довольно смело обходился со сказками, преданиями. И со всем тем, из чего он родился, из чего он соткан. Он был открыт для всего нового. Поэтому он бы нас смотрел с удовольствием.

В основе сюжета — детективная история. В окрестностях села Диканьки таинственный тёмный всадник убивает молодых девушек. Ему бросает вызов писарь из Санкт-Петербурга Николай Гоголь — Александр Петров. Ему помогают местный полицейский, суеверный кузнец и странствующий философ-экзорцист. Они решают заманить всадника в ловушку, но помешал… сами знаете кто.

Александр Петров, актёр: Идут перевоплощения: и грим, и костюм, и парик. Когда это всё работает, тебе в этом всём очень неудобно, но это чистый кайф для любого артиста.

Помимо впечатляющей компьютерной графики и театральных декораций в фильме много натурных съёмок. Сцены на природе снимали в настоящем лесу. А село Диканька было построено в чистом поле, недалеко от Пскова. Там съёмочная бригада мёрзла ни один месяц.

Егор Баранов, режиссёр: Иногда нам удавалось экономить на белом гриме, потому что люди были настолько окоченевшими, что были белыми по-настоящему

Режиссёр Егор Баранов называет свою картину не фильмом ужасов, а готическим триллером. Главная задача — не испугать зрителя, а увлечь в мистический мир, который заселён нечистью и где кровь льётся рекой.

Егор Баранов, режиссёр: Это всё равно пропитано иронией: кровь льётся с перебором, как раз чтобы не воспринималась как настоящая. А скорее вызывала улыбку, какое-то ощущение такого чёрного аттракциона.

«Вий» — это вторая часть трилогии. В этом же году выйдет заключительный фильм — «Гоголь. Страшная месть». И от одного лишь названия, чтобы ни говорили создатели картин, невольно вспоминаются слухи о самой мистической части биографии классика. Напомню, при перезахоронении писателя специалисты обнаружили, что его голова наклонена влево. То есть. Гоголь. Перевернулся в гробу.