13.09.2018

«Послание к человеку» 2018: гид по фестивалю от Кино ТВ

Наталья Серебрякова
автор
Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова выбрала 12 любопытных фильмов и одну невероятно важную программу XXVIII МКФ «Послание к человеку».

«День Победы», реж. Сергей Лозница

Сергей Лозница, уже успевший представить два своих новых фильма («Донбасс» — на Каннском кинофестивале и «Процесс» — на Венецианском), снял «День Победы» в берлинском Трептов-парке 9 мая. Оказалось, разношёрстная публика в этот день приходит к мемориалу советским солдатам и на свой «советский» лад чтит память об убитых героях. Тут и байкеры — «ночные волки», и делегация украинских эмигрантов, и собачки, везущие на тележке портрет Сталина, и люди с флагами ДНР и ЛНР. Этот документальный фильм — своеобразное продолжение предыдущей работы Лозницы «Аустерлиц» о современных посетителях концлагерей. Камера то вглядывается в бесконечную строгость гранитных солдат, то в лица пляшущих лезгинку празднующих День Победы.

«Бесконечный футбол», реж. Корнелиу Порумбою

Один из самых популярных авторов «румынской волны» снял картину — эхо своей же «Второй игры» (2014), в которой главное было — голос футбольного комментатора. В новом фильме тоже важен рассказ, который Порумбою бесстрастно выслушивает перед камерой. Его герой — чиновник, который ещё в школе сломал ногу во время футбола. С тех пор в нём поселился страх неконтролируемого мяча, и он пытается реорганизовать правила игры в футбол. Так, например, приятель режиссёра сообщает, что игроки не должны переходить центральную линию. В целом это комичный фильм, который является комментарием скорее к природе насилия.

«Госпожа Фан», реж. Ван Бин

Китайский режиссёр Ван Бин известен тем, что снимает очень длинные (порой 8-часовые) фильмы-размышления. За свою «Госпожу Фан» он получил «Золотого леопарда» в прошлом году в Локарно. Восемь лет героиня фильма, жительница рыболовецкой деревни, страдала от болезни Альцгеймера. Ван Бин снимал её последние дни: утратившая дар речи и не способная есть, прикованная к постели, страдающая от пролежней госпожа Фан медленно умирает. Многочисленные родственники ждут её смерти и обсуждают подготовку к похоронам. Ван Бин считает, что такая бесстрастная хроника умирания — лучший способ показать смерть на экране.

«Пленница», реж. Бернадетт Туза-Риттер

Фильм о Мариш, 52-летней венгерке, которая служит одной семье уже десятилетия, работая по двадцать часов в день без оплаты. Хозяева отобрали у неё документы, и ей нельзя выходить из дома без разрешения. С ней обращаются как с животным: кормят объедками и не предоставляют даже кровать. Мариш проводит дни со страхом в сердце, но мечтает о том, чтобы вернуть себе свободу. Присутствие камеры помогает ей осознать, что она не одна. Она начинает проявлять доверие. После двух лет съёмок она собирается с духом и рассказывает о своём плане: «Я сбегу».

«Далёкое созвездие», реж. Шивон Мизрахи

Фильм турецкого фотографа Шивон Мизрахи переносит нас в стамбульский дом престарелых, обитатели которого, повидавшие жизнь, греются в свете камеры. Скрипучим голосом женщина рассказывает об армянском геноциде. Очаровательно бредящий пианист исполняет произведение и признаётся в любви режиссёрке. Слепой фотограф вертит в руках вспышку, наставляя свою камеру на нас. Забавный и безукоризненный по красоте кадров фильм находит гипнотические ритмы в переходном состоянии своих героев. Шивон Мизрахи — одно из «25 новых лиц в независимом кино» по версии журнала Filmmaker Magazine.

«Белый мир по Далибореку», реж. Вит Клусак

Вит Клусак

В своих фильмах Вит Клусак умеет создать узнаваемую атмосферу странной реальности, герои которой балансируют в повседневной жизни на грани абсурда, а часто и далеко за её пределами. Своего очередного героя по имени Далиборек режиссёр нашёл в интернете, где тот больше известен по имени своего ютуб-канала Destruktor666. В свободное от нелюбимой низкоквалифицированной работы время Далиборек производит любительские маргинальные видео, отчаянно пытаясь снять что-то вроде «лучшего фильма ужасов всех времён». В свои сорок лет герой живет с мамой и мечтает о возрождении Третьего рейха.

«Король Лир», реж. Денис Клеблеев

Пожилой состоятельный актёр, одержимый идеей сыграть короля Лира, трагически переживает свою собственную семейную драму, превращаясь в реального шекспировского персонажа. У него есть дочери и есть сын, который сообщил недавно, что отец прожил свою жизнь зря. Режиссёр Денис Клеблеев окончил мастерскую документального кино Марины Разбежкиной. Его предыдущий фильм «Странные частицы» о физике-аутисте получил в Париже на фестивале Cinema Du Reel приз молодого жюри.

«Три лица», реж. Джафар Панахи

Невыездной иранский режиссёр Джафар Панахи снял почти что мокьюментари с собой в главной роли. Панахи и актриса Бехназ Джафари (тоже играет саму себя) колесят по холмистым персидским деревням в поисках девушки, отправившей видео на адрес Джафари. Видеозапись является предсмертной запиской юной актрисы, провалившей экзамены в консерватории, где она учится. В родной деревне Марзие (так зовут «самоубийцу») выясняется, что мало кто любил девушку и воспринимал её актёрские амбиции всерьёз. Исключение — только пожилая иранская актриса, живущая в этой местности затворницей. Картина является манифестом о трудной судьбе трёх поколений иранских актрис, вынужденных мириться с мусульманским укладом.

«Счастливый Лазарь», реж. Аличе Рорвахер

Новая картина Аличе Рорвахер начинается как деревенский реализм, а заканчивается как волшебная сказка с трагическим концом. В сельской глубинке живёт аутичный чудак по имени Лазарь. Он работает за еду и кров, и ничего не стоит его обмануть. Маркиза Танкреди, которая нещадно эксплуатирует своих рабочих, невысокого мнения о человеческом роде, высказывает своему сыну свои капиталистические размышления. Однако юный маркиз ненавидит мать и, подружившись с Лазарем, уговаривает того инсценировать собственное похищение. Но в этот парадиз вмешивается судьба, и снова Лазарь с семьей Танкреди встречается уже через много лет, когда те, разорившиеся и обнищавшие, живут в городе. Аличе Рорвахер несколько лет назад представляла свой предыдущий фильм «Чудеса» на «Послании к человеку».

«Магазинные воришки», реж. Хирокадзу Корээда

Фильм-победитель Каннского кинофестиваля этого года. Картина рассказывает о семье шоплифтеров, которая добывает себе еду, воруя продукты в супермаркетах. Однажды вечером отец и сын, совершив очередную кражу, забирают к себе в семью замёрзшую маленькую девочку. Во второй половине фильм делает неожиданный поворот, и зритель уже смотрит драму о семейных узах и их отсутствии. Корээда, и раньше тяготевший к гуманистическим добрым фильмам, ставит ребром вопрос: «Является ли нашей семьёй та, в которой мы родились, или каждый вправе выбирать себе новую?»

«Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», реж. Раду Жуде

Режиссёр Мариана Марин (полная тёзка известной румынской поэтессы) ставит исторический спектакль на тему военных преступлений генерала Антонеску. Чиновники, естественно, против, а актёры не хотят играть советских солдат и цыган. Такой сюжет выглядит уже иронично. Добавьте к нему перипетии в личной жизни Марианы, которой кажется, что она беременна от своего женатого бойфренда, и получите чёрную комедию с элементами драмеди от одного из самых перспективных румынских режиссёров. Это мета-мета-фильм с обилием цитат известных философов, включая Вальтера Беньямина.

«Мир без конца», реж. Джем Коэн

Саутенд-он-Си — город и унитарная единица на юге церемониального графства Эссекс (регион Восточная Англия). Американского режиссёра Джема Коэна пригласили сюда местные арт-группы для съёмки фильма-портрета города. Урбанистика — тема для Коэна привычная, однако к созданию этой документальной картины режиссёр подошёл не совсем привычным образом, взяв интервью у случайно выбранных жителей провинции. «Мир без конца» — бесконечная фрагментарная реальность, мастером которой является Коэн, чья целая ретроспектива будет показана на «Послании к человеку». Можно будет посмотреть и знаменитый трэвелог «Счёт», и медитативные «Музейные часы», и более раннюю «Цепь».

СМС из ЦАР. Незаконченные фильмы Расторгуева

Совсем недавно в Центральной Африке погиб талантливый режиссёр Александр Расторгуев. Фестиваль покажет его незаконченные работы. Первая часть — мощный рэп из Индии, материал, снятый для программы Эдуарда Сагалаева, похожий больше на высказывание о кинематографе и смерти. Вторая часть — история революционных событий в Армении. Фестиваль чтит память об убитом режиссёре: начиная с этого года на «Послании к человеку» будет вручаться приз имени Александра Расторгуева.