11.09.2019

«Послание к человеку»: гид по фестивалю

Виктор Непша
автор
Виктор Непша

14 сентября в Санкт-Петербурге начинается XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» — одно из главных городских кинособытий осени. Кино ТВ составил гид по всем основным программам фестиваля.

Конкурсные программы:

– документальное кино

В 1989 году «Послание к человеку» начинался как фестиваль «неигрового» кино, и до сих пор из фильмов продолжительнее 40 минут в конкурсной программе присутствуют только документальные.

Международные и отечественные работы соревнуются в раздельных секциях: соответственно международном и национальном конкурсе документальных фильмов. В рамках регламента в программу включены картины длительностью до 120 минут. Чаще всего в одном показе комплексно идёт полнометражный фильм + одна или несколько короткометражек.

В этом году в международной программе будет 9 полнометражных и 9 короткометражных работ из 16 стран, в том числе 2 мировых и 6 российских премьер, а также 6 дебютов. Спектр тем, как всегда, широкий: от своттинга («Подстава») до будней индонезийских панков («Грёзы панка», режиссёра зовут Джимми Хендрикс!), от триллера про ветер («Ветер. Документальный триллер») до македонского фильма про пчеловодку («Страна мёда»).

В национальный конкурс отобрано 12 работ, половина — мировые премьеры. Зрителей ждут истории об ожившей картине Ван Гога в российской деревне («Едоки картофеля»), главной матери отечественного ММА («Я так люблю тебя, мама») и девушках из России, строящих благотворительную клинику в Гватемале («Робин Чикас»).

– игровое кино

Небольшая (тем выше шансы увидеть всё) программа включает 9 короткометражек, в том числе из Руанды, Вьетнама/Южной Кореи и Колумбии. Значительная часть работ — российские премьеры. Из-за специфики короткого метра картины уместились в два показа. Среди фильмов: скитания бездомного самозванца («Позолота»), сбор устриц как способ освобождения воспоминаний и призраков («Мария де лос Эстерос»), мотоавария с таинственной подоплёкой («Не спи, будь готов»).

Кадр из мультфильма «Он не может жить без космоса», реж. К. Бронзит, 2019 г.

– игровая анимация

Программу целиком можно посмотреть за один сеанс: всего 10 короткометражек, в сумме составляющих 1,5 часа. Анимация — не основной профиль фестиваля, что одновременно является одним из самых больших сожалений: в прошлые годы секция нередко оказывалась одной из лучших. На этот раз в неё входит мультфильм оскаровского номинанта Константина Бронзита «Он не может жить без космоса», а также «Лола живая картошка» обладателя Хрустального медведя Берлинского кинофестиваля Леонида Шмелькова.

– Конкурс экспериментальных короткометражных фильмов IN SILICO

На IN SILICO, собравший 21 картину из 10 стран, стоит идти хотя бы из-за уникальности предлагаемого кинематографического опыта: большую часть работ не получится увидеть нигде, кроме фестиваля. Фильмы из этой программы пытаются отыскать принципиально новые аудиовизуальные ходы, в той или иной мере вывести зрителя из зоны комфорта. Из-за широты концепции едва ли IN SILICO сработает на 100% для многих, но обычно даже одной картины, попадающей в точку, хватает, чтобы полюбить секцию.

Нас попытаются впечатлить библейской интерпретацией инструкции по безопасности полётов («Состояние благодати»), фильмом, снятым на текстиль («Текстильм 10. Мечтательность»), визуализацией быстрого сна («Морфология сна»). Кроме того, в программе представлена короткометражка «Две казни маршала» румынского режиссёра Раду Жуде, в прошлом году впечатлившего многих своим «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары», а ещё ранее деконструировавшего опыт вестерна на валашском материале в «Браво!».

Спецпрограммы:

– Кино сверхреальности

Классическая спецпрограмма, многие годы курируемая кинокритиком Андреем Плаховым. Критерий прост — здесь оказываются игровые фильмы, заявившие о себе на мировых кинофестивалях. По сравнению с другими секциями здесь с наибольшей вероятностью могут оказаться мировые имена. Некоторые картины даже выходят впоследствии в отечественный прокат. С другой стороны, всегда приятнее ознакомиться с новинкой настолько рано, насколько возможно.

Кадр из фильма «Извините, мы вас не застали», реж. К. Лоуч, 2019 г.

В этом году к нам приехали новый Кен Лоуч («Извините, мы вас не застали»), один из главных режиссёров «румынской новой волны» Корнелиу Порумбою («Свистуны»), нашумевшая в Венеции «Раскрашенная птица» Вацлава Мархула (фильм представит главный артоголик планеты Удо Кир). Кроме того, будут лауреаты каннского «Особого взгляда» («Невидимая жизнь»), Приза жюри («Отверженные») и Серебряного медведя Берлинале («Я была дома, но…»).

– Экран касается нас

Программа-коллекция экспериментальных фильмов за последние 10 лет, анализирующих возможности кино в передаче тактильных ощущений. Секция представлена в виде четырёх не повторяющихся показов эксклюзивного материала: исследование лечебных практик прикосновений с помощью термальной камеры («Со-бытие»), Хавьер Бардем, примеряющий на себя роль (не)настоящего священника вне съёмок у Терренса Малика («Да приидет царствие твое»), выявление границ между документальным изображением и художественной абстракцией («Повторы из Сэнт Бэвэнс»)

– Панорама.doc

Формально принцип кураторской программы Алексея Медведева схож с «Кино сверхреальности», но в данном случае отбираются наиболее громкие документальные новинки. В состав вошло 8 фильмов, половина из которых — российские премьеры. В этом году особый акцент получился на кино о людях, в той или иной мере занимающихся кино: в объективе Аньес Варда («Варда глазами Аньес»), Милош Форман («Форман против Формана»), Полин Кейл («Что она сказала: Искусство Полин Кейл»). Среди других сюжетов: конголезская андерграундная арт-сцена как способ протеста («Система К»), стриминговая культура в Китае («Настоящее. Совершенное») и эпическое трёхчасовое повествование о членах семьи, потерявших друг друга на рубеже XIX-XX веков («Родина — это место во времени»)

– Распад социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены

Эксклюзивная программа, материал которой изучает причины падения социалистических режимов в 80–90-е годы прошлого столетия. Является тематическим продолжением секций прошлых лет — «Революция. Призрак бродит по экрану» и «Сопротивление. 1968–2018», посвящённых истории социализма в ХХ веке. Центр программы составляют три фильма. «Материал» Томаса Хайзе (режиссёр приедет лично) — видеоэссе с тщательной документацией происходящего в Германии осенью 1989 года. «Берлин — Пренцлауэр-Берг» Петры Тшотнер в духе cinéma vérité показывает простых жителей восточного Берлина после падения стены. «Функционер» Андреаса Голдштейна рассматривает падение социализма через призму семейной истории режиссёра. Помимо Германии.

Начав с Германии, программа продолжает своё исследование и в других странах, включая Россию («Опальные памятники», «Новости дня»), Румынию («Автобиография Николае Чаушеску»), Никарагуа («Сцены для революции»). Помимо этого, пройдёт показ «Балканской трилогии» Криса Маркера, а в Музее сновидений Фрейда 8 дней будет длиться выставка с трансляцией фильма «Литва и распад СССР» одного из главных режиссёров американского киноавангарда ХХ века Йонаса Мекаса.

– Киноавангард северных стран. Изображения движутся с севера

С 15 по 19 сентября в кинотеатре «Аврора» покажут 48 фильмов из Финляндии, Дании, Исландии, Норвегии и Швеции. Программа состоит из пяти частей, каждой из которых отводится один день, в такой последовательности:

– Показ 1: фильмы Исландии.

– Показ 2: фильмы Тине Зеннер (Дания) и Ингер Лиз Хансен (Норвегия).

– Показ 3: Хроматизм, пульсация и пустой экран.

– Показ 4: Хельсинкский кооператив и не только.

– Показ 5: фильмы Гунвор Нельсон (Швеция).

В целом, секция — неплохой способ нанести на мысленную кинематографическую карту мира новые имена, особенно если в ней и так есть пробелы. Например, учитывая, что о финском кино за плечами братьев Каурисмяки известно немного, работы экспериментального Хельсинкского кооператива из 90-х вызывают особый интерес (а само сочетание «кооператив из 90-х» начинает играть новыми красками). Помимо упомянутых имен, в первом показе будут представлены короткометражки американского киноавангардиста Брюса Бейли (http://cineticle.com/inerviews/1139-bruce-baillie-interview.html).

– Ретроспективы

Постоянная секция фестиваля. В прошлые годы в ней гостили представитель югославской чёрной волны Желимир Жилник, американский документалист-экспериментатор Джем Коэн, канадский фанат немого кино и психоаналитического юмора Гай Мэддин.

В этот раз покажут:

– работы японского документалиста Кадзуо Хары об активисте, ведущем борьбу с предрассудками вокруг темы церебрального паралича («Прощай, ЦП!»), классику автодокументалистики с самим режиссёром в главной роли («Предельно личные отношения: Любовная песнь 1974») и картину-разоблачение каннибализма в японской армии в годы Второй мировой войны («Голая армия императора идёт»), отмеченную когда-то счастливым пером Сьюзен Зонтаг.

– 7 фильмов Шанталь Акерман, включая классическую «Жанну Дильман», «Новости из дома», запечатлевающие Нью-Йорк как визуальный ответ режиссёра на письма своей матери, и фильм-путешествие по Европе «Свидание с Анной».