18.05.2018

Русские в коротком метре Канн

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Репортаж Кино ТВ о двух российских короткометражках в двух программах 71-го Каннского кинофестиваля — «Календарь» Игоря Поплаухина (победа в секции «Синефондасьон») и «Я нормальный» Михаила Бородина (секция «Неделя критики»).

Все рады: в этом году в Каннах — два российских фильма в конкурсе. Радуются мало. Четыре. И в конкурсах. Свои короткометражные работы на Лазурный берег привезли Игорь Поплаухин и Михаил Бородин. Картины «Календарь» и «Я — нормальный» соответственно.

Игорь Поплаухин — выпускник Московской школы кино, лаборатория Дмитрия Мамулии. Белая рубашка, чёрные брюки, строгий вид и радикальное, провокационное кино. Главная героиня «Календаря» ездит в тюрьму на свидания, где занимается любовью с заключёнными.

Игорь Поплаухин — режиссёр: «Мне кажется, мы занимаемся этой подрывной деятельностью изнутри. Мы стараемся, чтобы из фильма шёл разрывающий импульс изнутри. Чтобы этот радикализм, революция шла из глубин. Но когда об этом пытаешься говорить, всегда получается неточно».

Кто эта женщина, к кому она ездит, сколько вообще у неё любовников — не проговаривается. Пример поведения с журналистами для Поплаухина — Дэвид Линч, всегда отвечающий на вопрос «Кто убил Лору Палмер?» однозначно: «Это знаете только вы».

Лента участвует в программе Cinéfondation. В ней 17 фильмов, отобранных из 2426 заявок. Для Поплаухина «Календарь» — четвёртый фильм и первый, с которым он по-настоящему заявил о себе. Дорога к большому кино. Идей для полного метра у него сейчас три: сценарий первой называется «Установщик» — о человеке, который ставит двери в квартиры и каждый день знакомится и прощается с новыми людьми. Вторая — средневековая драма на старославянском о некоей волшебной женщине из деревни. Ну и третья — история последнего дня Янки Дягилевой, культовой панк-певицы.

Игорь Поплаухин: «Русские «Последние дни». Как Гас Ван Сент снял «Последние дни» про Курта Кобейна, так мы хотим про последний день Янки Дягилевой, но его интересно обсуждать, например, на «Кинотавре».

А вот и Михаил Бородин, участвующий в Неделе критики. Роc в Ташкенте, смотрел родительские видеокассеты, влюбился в кино. Переехал в Москву с зелёным паспортом гражданина Узбекистана и образованием инженера-строителя. Работал курьером, обдирал обои, а потом… снял кино про молодого человека, который решается, но не может решиться на переезд в столицу из провинции.

Михаил Бородин — режиссёр: «Некие пересечения моей жизни с героем фильма есть. Маленький город, заводские панельные дома, которые натыканы между одноэтажных, деревенских домов, примерно так».

Вокруг него — команда единомышленников. Каждый из них отказался от многого и ради съёмок дебюта, и ради поездки в Канны.

Павел Белявский: «Я отказался от полного метра. Мне как раз в этот период предлагали, но я был в процессе с ребятами. Ещё мне не заплатили».

У Бородина тоже есть готовый сценарий полного метра. Он даже более, чем первый, «про себя». Это история узбечки, которая, опять же, переезжает в Москву.

Михаил Бородин: «Они живут в коммунальной квартире с другими выходцами из бывшего Советского Союза, там будут беженцы с Донбасса, будут разнорабочие Средней Азии, они будут пытаться в этом городе».

Ради кино они пока куда больше отдают, чем получают. Они представляют Россию на главном кинофестивале планеты, но в России это почти никому не известно. Ни до какого проката фильмы, понятно, не доберутся. Впрочем, зрителю добраться до них возможно. Пожалуй, это единственный способ сделать российское кино лучше — просто его смотреть.