18.04.2019

Середина 90-х: что нам ждать от 72-го Каннского кинофестиваля

Зинаида Пронченко
автор
Зинаида Пронченко

Сегодня президент Каннского кинофестиваля Пьер Лескюр и директор Тьерри Фремо огласили программу 72-го киносмотра. Зинаида Пронченко осмысляет содержание.

Пресс-конференцию начали за здравие, Пьер Лескюр долго и скучно радовался успехам фестиваля, справедливо полагая, что если сам себя не похвалишь, то никто не сподобится. Канны за минувший год помогли выйти на европейский рынок Хирокадзу Корээде, получить «Оскар» Спайку Ли и заработать много денег Жилю Леллушу: браво, браво! Затем Лескюр с облегчением передал слово Тьерри Фремо, который, уже с недовольным видом и поругиваясь, озвучил тему 72-го смотра: романтика и политика, любовь и бунт, главные занятия молодёжи. Тем удивительнее выглядит основной конкурс, состоящий почти наполовину из пенсионеров и мэтров возраста дожития. Такое впечатление, что организаторы решили отправить нас назад в будущее, а именно в середину 90-х.

Фестиваль откроется новым фильмом Джима Джармуша «Мёртвые не умирают», красочной юмореской на тему локального зомби-апокалипсиса. Педро Альмодовар вернулся в строй с «Болью и славой», очередной ностальгической и автобиографической зарисовкой о тернистом пути истинного творца, а Марко Белоккьо — с «Предателем», историей беглого сицилийского мафиози. Величайший после Годара затворник и мистификатор рубежа веков Терренс Малик, может быть, приедет лично на Ривьеру презентовать «Тайную жизнь», фильм о Франце Егерштеттере, австрийском пацифисте, отказавшемся сражаться за Третий рейх после Аншлюса, казнённом властями нацисткой Германии и причисленном в 2007 году Католической церковью к лику святых. «Если приедет, вы-то его точно не увидите», — ехидно заметил Фремо, как известно, не упускающий возможности поглумиться над прессой. Братья Дарденны покажут «Молодого Ахмеда», картину, кажется, настолько остросоциальную, что погрязшим в цинизме евробюрократам теперь уж точно будет стыдно смотреть в зеркало по утрам. От Дарденнов не отстаёт и Кен Лоуч, режиссёр, долго-долго прощавшийся с профессией и так её и не оставивший. «Извини, мы тебя пропустили» — его новая гневная филиппика в адрес капиталистов. Примерно на ту же тему и дебютная картина Ладжа Ли с говорящим названием «Отверженные», автор изучил во всех неприглядных деталях будни неблагополучных французских предместий. Национальный кинематограф Пятой республики представлен в 2019-м и новым опусом Арно Деплешена «Рубэ, свет», фильмом, основанном на реальных событиях: необъяснимом и зверском убийстве пожилой дамы двумя молоденькими девушками. Судя по названию, Деплешен не ограничился банальной криминальной хроникой — Рубэ, когда-то бывший богатым текстильным центром, ныне символ обнищавшего и медленно умирающего Севера, а значит, это кино полно морального беспокойства. Жюстин Трие, запомнившаяся в 2016-м эксцентричной мелодрамой «Виктория», вернётся с «Сибил», в главной роли снова Вирджини Эфира. Француженки Селин Сьяма и Мати Диоп с «Портретом молодой девушки в огне» и «Атлантик» отвечают в конкурсе за феминистскую повестку. Один из самых интригующих фильмов 72-го фестиваля сняла Джессика Хауснер, её «Маленький Джо» — мрачная сюрреалистичная притча о побочных эффектах генетической инженерии.

Кадр со съёмочной площадки фильма «Маттиас и Максим», www.theplaylist.net

Ксавье Долан, отлучённый от Канн в прошлом году, опять parmi nous с «Маттиасом и Максимом», фильмом, естественно, повествующим о душевных (и не только) метаниях молодого человека до тридцати. Любимый Корнелиу Порумбою, хочется надеяться, порадует нас «Свистунами».

Грядущий фестиваль оказался не слишком международным, кроме флагов стран-членов ЕС в гости в Канны пожалуют в 2019-м лишь Китай, Корея, Бразилия, США и Палестина. Дяо Инань снял «Озеро диких гусей», настоящий нуар в лучших традициях «М — убийца» Фрица Ланга. Автор «Окчи» и «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун Хо — «Паразита». Завсегдатай «Сандэнса» Айра Сакс — «Фрэнки» с Изабель Юппер, негласный оммаж Мануэлю ди Оливейре, Элиа Сулейман — политическую трагикомедию «Это, должно быть, рай», а Клемент Мендоса — вестерн «Бакурау».

Вне конкурса покажут фильм-послесловие ветерана экрана Клода Лелуша «Лучшие годы», этакий сиквел «Мужчины и женщины», «Рокетмэн» Декстера Флетчера об Элтоне Джоне, который пообещал выступить в Каннах с мини-концертом, новый док Асифа Кападии о неаполитанском периоде Диего Марадоны, многофигурную лирическую комедию Николя Бедоса «Бель Эпок» со всеми живыми и полумёртвыми французскими звёздами и, наконец, гвоздь программы — четвёртый и пятый эпизоды сериала Николаса Виндинга Рёфна «Слишком стар, чтобы умереть молодым».

Состав участников «Особого взгляда» пока дополняется, но уже известно, что среди конкурсантов присутствует Кантемир Балагов с долгожданной «Дылдой», превратившейся в устах далеко не полиглота Фремо в Dildo. Бруно Дюмон снял продолжение «Жанетт» — «Жанну». Кумир синефилов всего света Альбер Серра — «Свободу», а неутомимый Кристоф Оноре — новую серию о похождениях бретонцев на Монпарнасе «Комната 212».

Много на пресс-конференции говорилось о женщинах и их правах, Фремо старательно соблюдал новую моду и употреблял феминитивы, отчитался по статистике (13 женщин-режиссёров в конкурсе) и о гендерном паритете — в жюри и менеджменте. Не обошлось и без казусов. Уже закончив объявлять программу, директор спохватился и, пошуршав бумажками, озвучил last but not least участника «Особого взгляда» — украинского режиссёра Наримана Алиева, автора картины «Евге» о крымских татарах.

А вот, какие фильмы на 72-м Каннском кинофестиваля ждали мы (спойлер: многое угадали)