19.01.2018

Три премьеры недели, юбилей Карпентера и любимый фильм Епифанцева

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Кино ТВ представляет дайджест главных событий недели. 

«Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, Лучший фильм года по мнению американских кинокритиков и один из главных претендентов на «Оскар». «Форма воды», их «Человек-амфибия», выходит на наши экраны.

ЧИТАЙТЕ: ПРИМАТ «ФОРМЫ» — РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ

Мексиканский режиссёр, к слову, советского фильма не видел. Тем удивительнее совпадения. Оба Ихтиандра обнаружены в Латинской Америке, оба оказываются в бочке с водой, оба влюбляются в девушку с обычными лёгкими. Казанский с Чеботарёвым сняли свой фильм в 62-м году, действие «Формы воды» помещено в 62-й. Впрочем, сам дель Торо объясняет магию цифр просто: начало шестидесятых, то самое время, из которого сегодня предлагается достать «величие Америки». А на самом деле, по мнению автора, время «Холодной войны», расизма и ксенофобии.

Гильермо дель Торо — режиссёр: «Я всегда считал, что фантастика — это политический жанр. Но это тот политический жест, благодаря которому мы можем выбрать любовь, а не страх. Мы живём во время, когда цинизм распространяется быстрее всего, но каждое утро, просыпаясь, мы должны верить в любовь».

Немного о сюжете: главная героиня — одинока и в прямом смысле нема. Она работает в секретной лаборатории, куда и привозят удивительное земноводное существо. Существо никому не понравилось, кроме, собственно, немой девушки. Здесь её одиночество заканчивается, и начинается сказка, которые лучше дель Торо сейчас, пожалуй, не снимает никто.

Вторая большая премьера, и тоже с очевидными претензиями на «Оскар» — это «Тёмные времена» — байопик об Уинстоне Черчилле. Режиссёр — автор «Гордости и предубеждения» с Кирой Найтли, «Искупления» с Кирой Найтли и «Анны Карениной» с Кирой Найтли — Джо Райт. На этот раз в главной роли главный претендент на награду академии за лучшую мужскую роль — Гэри Олдман.

Гэри Олдман — актёр: «Когда вы беретесь за такую работу, особенно если вы британец, у вас уже есть сложившееся представление о том, кем был Черчилль. Это его заслуга. Он был сам себе промоутер, понимал свой стиль, этот котелок, эта сигара, это ведь иконический образ. И я волновался, насколько моё представление о Черчилле основано на том, как его играли другие артисты. Я полез в архивы и обнаружил там 65-летнего мужчину с энергией 20-летнего, с лицом херувима и ироническим блеском в глазах. И вот об этом я бы спросил его, если бы у меня была такая возможность, удалось ли мне передать этот блеск?»

ЧИТАЙТЕ: «ТЁМНЫЕ ВРЕМЕНА» — ГРИМ И ГРИМАСНИЧЕСТВО

Американские и британские критики едины во мнении: игра Гэри Олдмана — лучшее, что есть в фильме. «Тёмные времена», говорят, грешат излишней патетикой, историческими неточностями и сценарными ляпами. С другой стороны, как говорил сам Черчилль: «Вы никогда не достигнете пункта назначения, если будете останавливаться возле каждой лающей собаки». Так картина и движется по кинотеатрам, к этому моменту собрав уже сто миллионов долларов.

Российский фильм недели — «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. Сто минут монохромной красоты и сложного, метафорического, ассоциативного языка. Хамдамов устами Светланы Немоляевой тоже, как и дель Торо, рассказывает взрослую сказку. Но если «Мешок без дна» и сравнивать с чем-то, то с третьим сезоном «Твин пикса», с поправкой на географию. Здесь золотые дворцовые залы и тёмный лес, император и медведь на двух лапах, свита и люди-грибы.

С точки зрения сценария Хамдамов вдохновлялся японской новеллой «В чаще», по которой Акира Куросава в своё время снял «Расёмона». Только самурай стал русским царевичем, которого разбойник заманивает в чащу. Впрочем, контекст «Мешка без дна» — это, прежде всего, внутренний мир его режиссёра, ну и его, так называемая, трилогия «Драгоценности». Первая короткометражка «Бриллианты. Воровство» вышла восемь лет назад, У «Мешка» было рабочее название «Изумруды. Убийство». Чем всё закончится — не знает никто.

ЧИТАЙТЕ: «МЕШОК БЕЗ ДНА — ВЕЛИЧАЙШИЙ ШОУМЕН»

Дата недели — семидесятилетие одного из главных людей американского независимого кинематографа — Джона Карпентера. Человека, который, кажется, и за 100 рублей может снять безупречный хоррор. Автор двух «Хэллоуинов», «Побега из Нью-Йорка» и «Побега из Лос-Анджелеса», «Чужих среди нас», а, в общей сложности, без малого тридцати фильмов, без малого все из которых — отличные.

Джон Карпентер — режиссёр: «Мой агент сказал в начале 70-х: тебе нужно пробивать дорогу в кинобизнес. И я начал писать сценарии. Я ненавидел это и ненавижу до сих пор. Это невообразимо тяжелая работа, но для меня это была возможность входа в индустрию. Я написал их уйму и лишь параллельно начал снимать свои истории. Я почувствовал себя режиссёром после выхода „Нападения на 13-й участок“. Когда я смог снять фильм за двадцать смен. Вот тогда я и стал режиссёром».

Желаем режиссёру здоровья, а себе — его новых фильмов.

23 января 89-го года не стало Сальвадора Дали. В истории кинематографа его имя навсегда связано с лентой «Андалузский пёс», которую Дали и Бунюэль сделали вместе. Сегодня в дайджесте своим любимым фильмом «Андалузского пса» называет Владимир Епифанцев.

Владимир Епифанцев — актёр: «Начиная с детского сада, мне всегда навязывали какие-то правила и табу. Меня всегда это раздражало, и я не видел в этом никакого кайфа. И поэтому всё, что связано было с необъяснимым, странным, идиотским, смешным, бессмысленным мне очень нравилось. И первый фильм, который произвёл на меня впечатление, и я понял, что я не один такой, был „Андалузский пёс“. Мне было лет 15-16, я смотрел в день по несколько фильмов, не помню, что я посмотрел раньше — „Андалузский пёс“ или „Скромное обаяние буржуазии“, но они оба меня поразили. Сейчас для меня „Андалузский пёс“ — более крепкое высказывание, тем более, что он был сделан в тандеме с Сальвадором Дали, а Дали — тотальный безумец. Самая знаменитая сцена, которая до сих пор шокирует людей — разрезание глаза бритвой, но это не самая моя любимая сцена, я бы даже её убрал, мне кажется, она лишняя. А вот всё, что касается гниющей лошади, голых женщин, из которых вылезают муравьи — это мне очень нравится. Это яркие и жёсткие образы, которые всегда напоминали мне мои сны. Я до сих пор такие сны и вижу».

Смотрите хорошие фильмы перед сном. На Кино ТВ, конечно. Мы вернёмся с новым дайджестом через неделю.