09.11.2018

Тургеневу — 200. Вспоминаем лучшие экранизации

Кино ТВ
Кино ТВ
автор
Кино ТВ

9 ноября 1818 года родился Иван Тургенев, тексты которого пережили более ста удачных и не очень экранизаций. Кино ТВ выбрало 10 наиболее важных, пускай некоторые и не дошли до наших дней.

«Нахлебник» (Il pane altrui), реж. Убальдо Мария Дель Колле, 1913

Вторая в истории, после франко-русского «Лейтенанта Ергунова», экранизация Тургенева. Убальдо Мария Дель Колле — видный итальянский театральный режиссёр и актёр, влюбившийся в кино в 10-х годах прошлого века, а в 20-х в нём уже разочаровавшийся.
«Нахлебник» был снят именно в этот нежный период и таким и вышел: наивной и трогательной комедией положений. Сегодня её, увы, посмотреть практически невозможно.

«Песнь торжествующей любви» (Le chant de l’amour triomphant), реж. Виктор Туржанский, 1923

Утерянный фильм самого космополитичного из русских режиссёров начала ХХ века. Туржанский работал в Великобритании, Германии, Испании, Италии, США и Франции, в которой и экранизировал известный рассказ классика. Особая ирония проекта в том, что это немая картина, ключевое место в которой занимает музыка, собственно, «Песнь торжествующей любви».

«Бежин луг», реж. Сергей Эйзенштейн, 1935

Тоже утраченная картина, восстановленная как фотофильм Наумом Клейманом и Сергеем Юткевичем. Эйзенштейн объединил в своей ленте текст Тургенева, идеи коллективизации и историю Павлика Морозова. Безумие, но безумие впечатляющее.

«Отцы и дети», реж. Адольф Бергункер и Наталья Рашевская, 1958

Чуткая к тексту советская экранизация главного текста Ивана Тургенева. Виктор Авдюшко в роли Базарова, Бруно Фрейндлих (отец Алисы Фрейндлих) в роли Павла Петровича. В эпизодах — Георгий Вицин и Юрий Родионов. Фильм считается настолько каноническим, что его до сих пор иногда показывают в кинотеатрах. Будут и сеансы к 200-летию автора.

«Песнь торжествующей любви» (Pieśń triumfującej miłości), реж. Анджей Жулавский, 1969

Телевизионный фильм участника Каннского кинофестиваля и просто одного из ведущих режиссёров Восточной Европы второй половины ХХ века. Впечатляющего эффекта он добивается минимальными средствами и на очень ограниченном временном отрезке (хронометраж — всего 27 минут). Отдельно отметим: в главной роли — некогда муза и супруга Анджея Вайды Беата Тышкевич.

«Дворянское гнездо», реж. Андрей Кончаловский, 1969

Следующий фильм Кончаловского после гениальной «Аси Клячиной», и некоторого похмелья после создания шедевра здесь, увы, избежать не удалось. Лента изобилует фактическими ошибками и неточностями, но всё равно занимает не последнее место в коллекции советского литературоцентричного кинематографа.

«Рудин», реж. Константин Воинов, 1977

Экранизация, буквальная с точки зрения реплик и смыслов, но вольная с точки зрения кастинга. Например, главному герою в блистательном исполнении Олега Ефремова здесь явно около 50 лет, притом что в романе ему 35. Впрочем, с подобного рода неточностями быстро примиряешься, а всё остальное в картине — на очень высоком уровне.

«Ася», реж. Иосиф Хейфиц, 1977

Одновременно с «Рудиным» в СССР выходит картина Иосифа Хейфица. Изначально на главную роль планировался Андрей Миронов. Никто не знает, что бы из этого вышло, но Игорь Косталевский справился замечательно, и с тех пор именно с его лицом у советских и российских зрителей связан экранный образ Гагина. Пожалуй, лучшая экранизация текста, которому, кроме прочего, обязана своим именем Азия Ардженто.

«Первая любовь» (Lover’s Prayer), реж. Реверж Ансельмо, 2001

Микс Ревержа Ансельмо из собственно «Первой любви» и чеховского рассказа «Жена». Исчерпывающе об этой картине написала кинокритик Джулия Левин: «Это один из тех странных фильмов, в которых зарубежные режиссёры развлекались, снимая российскую классическую литературу, не понимая её исторического фона». Тем не менее мало кто из россиян, понимающих фон, может удержаться от искреннего любования Кирстен Данст в роли Зинаиды.

«Две женщины», реж. Вера Глаголева, 2014

Очень скромно, к сожалению, прокатившаяся по кинотеатрам и телеэкранам экранизация Верой Глаголевой пьесы «Месяц в деревне». Не помог даже Рэйф Файнс в роли Ракитина, продолжающий (и, надеемся, не закончивший) вживаться в героев русской классической литературы.