05.06.2018

«Война Анны» — премьера

Максим Заговора
автор
Максим Заговора

Репортаж Кино ТВ с премьеры нового фильма Алексея Федорченко «Война Анны», состоявшей на 29-м российском кинофестивале «Кинотавр». 

Фильм «Война Анны» создавался тяжело и несколько лет. Средства на постпродакшн, например, собирали с помощью краудфандинга, уже имея приглашение от Роттердамского фестиваля. Но производство давно позади. Теперь они, кажется, счастливы: большой, лысый, с бородой режиссёр Алексей Федорченко и крошечная, хоть и сильно повзрослевшая за эти годы Марта Козлова — исполнительница главной и почти единственной роли в фильме.

Марта Козлова — актриса: «Я рада, что присутствую на этом фестивале, мне очень хотелось сюда попасть. И первым делом я представила какого-то дракошу, когда услышала это слово».

Алексей Федорченко — режиссёр: «Ну примерно так и есть, да».

«Война Анны» начинается в рыхлой яме. В горе трупов оживает детское тело. Это Анна и есть. Её родителей расстреляли. Деревня оккупирована. Следующие два года она будет скрываться и жить в заброшенном камине. Она будет есть клей и пить снег. И всех победит.

Алексей Федорченко: «Если бы не сложился этот финал, кино бы не было. Если бы не сложился финал, который говорит, что во Второй мировой войне победила маленькая девочка с Полтавщины. Да, я убеждён сейчас, что войну выиграла девочка Анна».

Девочка Анна, точнее, девочка Марта — самое невероятное, что случилось с этим фильмом. Режиссёр нашел её по фотографии в интернете — вот этой:


Владимир Хотиненко — режиссёр: «Вот можно всё: и уметь кино снимать и так далее, но здесь, конечно, девочка уникальная совершенно. Конечно, искали, и тут тоже требуется мастерство. Но в кино нужен элемент везения, как и в жизни. Если бы не девочка, это бы осуществить было очень сложно, вне зависимости ни от чего».

То, что надо было играть, она играла, где надо было жить — жила. Оператор Алишер Хамидходжаев, бывало, часами сидел рядом с Мартой у камина и ловил микродвижения, взгляды. Следил, как девочка создаёт новый мир из корешков книг, мёртвых крыс, старых манекенов, жареных голубей да одной живой кошки.

Марта Козлова: «Крысы — это всё были чучела. Какие-то шкурки, а голубь — это была перепёлка. Мне помидор сахарной пудрой пропитывали, потому что я их не люблю. В общем, это всё было не так сложно».

За весь фильм она не произнесёт ни слова. То, что девочку зовут Анна, мы только из названия и поймём. И сразу решим: наверное, это та самая Анна Франк, еврейский военный ребёнок, оставивший после себя пронзительный дневник. На самом деле, если верить режиссёру, совпадение имён случайно. Или, вернее, так: он не имел его в виду. Здесь сложно всерьёз рассуждать о случайностях и провидении.

Юрий Сапрыкин — журналист, писатель: «Вообще непонятно, как трезво рассуждать о фильме, который берёт и сталкивает тебя с дистиллированным страданием. В любом случае это очень сильная режиссёрская работа, потрясающая девочка, которая непонятно как это всё прожила в кадре. Все компоненты этого фильма вызывают восторг, и эмоционально это всё сильно действует».

«Войне Анны» хочется пожелать только одного, правда, того, что с фильмами Алексея Федорченко случается крайне редко, — широкого проката. Причём формально все предпосылки для него есть: это военная драма о великой победе. Но, с другой стороны, и это самое главное: кино начисто лишено каких-либо формальностей.