12.06.2018

«Зеркало»: гид по программе фестиваля

Светлана Семенчук
автор
Светлана Семенчук

В Иваново начался 12-й ежегодный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Программа — насыщенная, гости — удивительные. Более подробно о мероприятиях смотра, который продлится до 17 июня, рассказывает Светлана Семенчук. 

В этом году фестиваль переходит на принципиально новый формат — помимо традиционного смотра конкурсной и параллельных программ в рамках фестиваля будет проходить кинолекторий, презентации книжных изданий, а также кампус «Юность», где двадцать начинающих режиссёров будут снимать и монтировать свои фильмы, слушать лекции и смотреть кино.

Андрей Тарковский в своём творчестве неоднократно исследовал границы: между снами и явью, реальным и воображаемым, между жанрами, временами и культурами. В конкурсной программе фестиваля, собранной Андреем Плаховым, девять картин из разных стран, которые так или иначе связаны с изучением границ и пограничных состояний, недаром лозунг фестиваля 2018 года — «Территория эксперимента».


Андрей Тарковский на съёмках «Зеркала»

Вопросы тела и телесности затрагивает трагикомедия «Не забудь меня» (Don’t Forget Me, реж. Р. Нехари) о влюблённости и отказе от жизни в сложном мире взрослых. Шведский фильм «Вороны» (Ravens, реж. Йенс Ассур), действие которого разворачивается в 1970-х годах, также исследует период взросления и смелые мечты юношества, противопоставленные ожиданиям родителей. О пределах психики и морально-этической дилемме героя, чувствующего ответственность за смерть ребёнка, рассказывает психологическая драма «Ни даты, ни подписи» (No Date, No Signature, реж. Вахид Джалилванд).

Трансцендентным опытам бесцеремонного пересечения границы мира живых и мёртвых, а также тому, что с последним не стоит заигрывать, посвящён фильм «Овдовевшая ведьма» (The Widowed Witch, реж. Цай Чэньцзе), а исследованию тонкой грани между почитанием традиций и пугающим фанатизмом — картина ученика Тенгиза Абуладзе, грузинского режиссёра Зазы Халваши «Намме» (Namme). Ещё один фильм, тесно связанный с религией, — постапокалиптическая драма о разделении мира на бедных и богатых «Зерно» (Grain, реж. Семих Капаноглу), вдохновлённая главой Корана. В главной роли — специальный гость фестиваля, актёр и режиссёр Жан-Марк Барр.

«Овдовевшая ведьма», 2017

Любопытным сочетанием материала и жанра интригует дебютная полнометражная работа Алена Дрлевича — пацифистская трагикомедия о жизни после Югославских войн, не закончившихся с подписанием перемирия, а лишь обозначивших фронтир в жизни людей «Мужчины не плачут» (Men Don’t Cry).

Страх неконтролируемого развития искусственного интеллекта, в последнее время нередко находящий отражение в кинематографе («Она», «Чужой: Завет», «Из машины»), на этот раз облачён в форму авторского сербского фильма «Восход Эдерлези» (Ederlezi Rising, реж. Лазар Бодрожа). В нём машина, созданная для исполнения прихотей (первая драматическая роль Джессики Стоядинович), отвоёвывает право на власть и угрожает жизни того, кому должна подчиняться.

Станислав Соколов

«Гофманиана» (реж. Станислав Соколов) — единственная мультипликационная работа конкурса, созданная практически без использования компьютерной графики, посвящена произведениям Э. Т. А. Гофмана и тому, как герои и произведения, порождённые воображением, пересекались с обыденной жизнью автора. Многолетний проект Соколова отчасти перекликается с невоплощённым сценарием Тарковского, в котором художник отстаивает право быть художником и борется за возможность существования иллюзорного мира как неотъемлемой части реальности.

В состав основного жюри конкурса вошли режиссёр Марина Разбежкина, критик Алин Ташиян, актёр Геза Морчани, актёр Милан Марич и Арво Ихо, чей фильм «Сестра милосердия» будет показан в рамках фестиваля. Другим специальным показом станет демонстрация отреставрированной версии «Ностальгии» Тарковского. Фильм представит оператор картины Джузеппе Ланчи.

«Ностальгия», 1983

Новая внеконкурсная программа этого года посвящена документальной анимации, увлекающей сочетанием безграничных возможностей этого вида киноискусства и попыткой отражения реальных событий. В неё вошли фильмы «Знаешь, мама, где я был» Лео Габриадзе, «Добытчица» Норы Туми, «Вальс с Баширом» Ари Фольмана и «Анимированная жизнь» Роджера Росса Уильямса.

Внеконкурсная программа «Свои», сосредоточенная на новейшем отечественном кинематографе, представлена фильмами «ВМаяковский» (реж. Александр Шейн), «Довлатов» (реж. Алексей Герман-младший), «Война Анны» (реж. Алексей Федорченко), «Аритмия» (реж. Борис Хлебников), «Сердце мира» (реж. Наталья Мещанинова). Особое внимание стоит уделить полнометражным дебютам «Пусть будет Лиза» (реж. Игорь Каграманов) и «Нашла коса на камень» (реж. Анна Крайс) о суровой жизни российской провинции.

«Сердце мира», 2018

В рамках программ «Тарковский контекст» и «Эйфория» также будут показаны картины Ларса фон Триера, состоится российская премьера фильма Ли-Чхан Дона «Пылающий», пройдёт смотр лучших фильмов прошедших мировых фестивалей —  «О теле и душе» (реж. Ильдико Эньеди), «Вестерн» (реж. Валеска Гризебах) и «Фокстрот» (реж. Самуэль Маоз).

Специальные показы фестиваля «Зеркало» с 12 по 24 июня пройдут и в Москве. В кинотеатре сети Каро «Октябрь» можно будет увидеть три картины конкурсной программы, отреставрированную версию «Ностальгии» Тарковского и «Европу» Ларса фон Триера.

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!