28-й «Кинотавр». Репортаж об открытии кинофестиваля в Сочи

Максим Заговора — корреспондент: «Символизм двадцать восьмого «Кинотавра» можно найти уже в самом его порядковом номере. Восьмёрка напоминает символ бесконечности — все надеются увидеть здесь то самое вечное. На 28-й неделе беременности малыш обычно открывает глаза — может быть, фильмы конкурса станут таким же визуальным откровением? 28-я буква алфавита — это твёрдый знак — все верят в стойкость и бескомпромиссность авторов смотра. Наконец, 10 в 28-й степени сантиметров — это размер видимой части Вселенной. То есть просто всё, что доступно человеческому взгляду».

Впрочем, здесь, на «Кинотавре», не все взгляды равны. Вот — главные глаза и уши смотра. Евгений Миронов — первый председатель жюри-актёр за семь лет. Вокруг — целая коллегия. От каждого цеха по судье. Режиссёрский представляет побеждавший в Сочи с картиной «Географ глобус пропил» Александр Велединский. Операторский — камера «Викинга» Игорь Гринякин. Продюсерский — Игорь Мишин. Сценарный — Александр Родионов. Киноведческий — Нэнси Конди. Актёрский — Юлия Пересильд.

Евгений Миронов — народный артист России, председатель жюри основного конкурса фестиваля «Кинотавр»: «Один принцип — профессионализм. Если автор умеет профессионально донести до зрителей то, что он хочет сказать — респект. Я наблюдал за «Кинотавром», но не так пристально. Настал момент, когда из лаборатории он должен вырасти в сторону того, что фильм, который здесь побеждает, будет иметь преференции в прокате. Вот этот стартап. Надеюсь, что жюри под моим руководством не ошибётся. Чтобы мы почувствовали человека, которому нужно помочь».

Изначально на конкурс прислали 77 фильмов. В финал прошли 14. Каждый второй из них дебют. Пятерым режиссёрам основной программы нет и тридцати.

Александр Роднянский — президент фестиваля «Кинотавр»: «Они легче на подъём, они знают, что это не сакральное производство. Они умеют делать дёшево, для них важна идея, а не выход её в прокат, они мечтают о реализации своих замыслов. Кинематограф потерял свой сакральный статус. Вам не нужен диплом. Вам не нужно утверждение Госкино, чтобы запуститься с фильмом. Наш слоган — «Настоящее российское кино», то есть настоящий момент российского кино — он всегда репрезентируется в основной программе».

Максим Заговора — корреспондент: «Молодость как синоним независимости. 9 фильмов основной программы сняты без участия государства. Две из них приехали на красную дорожку в Сочи с главных фестивалей планеты».

То есть формально три — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева здесь тоже покажут, но вне конкурса. В основной программе — Каннское откровение — «Теснота» Кантемира Балагова и Берлинское — «Заложники» Резо Гигиниешвили.

Резо Гигинеишвили — режиссёр фильма «Заложники»: «Безусловно, участие в «Кинотавре» — это очень важно. Я чувствовал в Берлине поддержку моих коллег. И я хотел бы отблагодарить тех, кто не смог доехать до Берлина. А потом, кроме удовлетворения собственных амбиций — это же возможность поделиться картиной. Чтобы люди её смотрели и оценивали. Это трепетно, и я очень волнуюсь».

«Заложники» — это невероятный разворот специалиста по романтическим комедиям Гигиниешвили в сторону социальной драмы. Нынешний «Кинотавр» вообще — фестиваль-перевёртыш. В качестве режиссёров дебютируют актёры Кирилл Плетнёв и Ксения Зуева, свой первый фильм представит «Пушкин» из сериала и постановщик двух мхатовских спектаклей Александр Молочников, в кино пришёл участник первого состава группы «Кино» Алексей Рыбин. Кинокритик Роман Волобуев, снявший полтора года назад камерный «Холодный фронт», привёз в Сочи настоящий «Блокбастер». А вот Борис Хлебников после сериалов и рекламы, напротив, вернулся в авторское кино. И это замечательно.

Мэтры же этом году приехали не состязаться, а просто показать новые ленты. Картины Андрея Звягинцева и Карена Шахназарова — специальные события фестиваля. Фильм Павла Чухрая «Холодное танго» — картина открытия. А сам режиссёр с наградой за честь, достоинство и преданность кинематографу.

Павел Чухрай — народный артист России, режиссёр фильма «Холодное танго»: «Я расслаблен, я не в схватке, я ни за что не соперничаю. Как бы не относились мы спокойно к фестивальному конкурсу, ты все равно втягиваешься в эту игру и ждёшь решений. Здесь у меня только одно. Я хочу показать фильм зрителю, прессе, потому что это первый публичный показ этой картины».

Это первый и последний случай на фестивале — когда на сцене никто не волнуется.

Елизавета Боярская — актриса: «Встреча с огромным количеством друзей, которых ты можешь встретить только на съёмочной площадке или на работе. Все, кого я знаю, очень рада всех видеть, не только интересно, но и весело».

Дальше начнутся нервы. До церемонии закрытия далеко — сначала конкурсные показы, где авторы будут смотреть прямо в глаза зрителю и критикам, которые тоже в этом году не останутся без наград. Новый, специальный приз смотра носит имя Даниила Дондурея, ушедшего из жизни 10-го мая. 28-й «Кинотавр» — это фестиваль его памяти. В новейшей истории России невозможно было снять яркий фильм, который бы главный редактор журнала «Искусство кино» не посмотрел и не оценил. Теперь так. Это будет непривычный триумф, кто бы не победил.


Поделиться новостью:

Другие новости

закрыть плеер
закрыть плеер